Что чиновники предложат гражданам и предпринимателям в обмен на рост налогов, тарифов и цен? Каким может быть новый общественный договор в Казахстане и возможен ли он в принципе? Об этом говорили участники “круглого стола”, организованного Центром прикладных исследований “Талап”.
Ожидания и реальность
Президент Центра социальных и политических исследований “Стратегия” Гульмира ИЛЕУОВА отметила, что предыдущий общественный договор был персонализирован вокруг Первого Президента, его идей, институтов и конструкций, которые находили поддержку у населения.
– Со сменой главы государства мы ожидали попытку заключения нового. Часть казахстанцев этот договор условно подписала, придя на Президентские выборы. В то же время элитные группы, госаппарат, являющиеся другой стороной соглашения, не посчитали необходимым пересмотреть условия для себя и войти в положение граждан, которые в кризис живут всё хуже, – сказала социолог.
Обязательства сторон
Экономический обозреватель Сергей ДОМНИН считает, что в краткосрочной перспективе новый общественный договор со стороны государства должен включать обязательства не сокращать расходы бюджета, увеличивать финансирование бизнеса и социалки.
– В 1-м квартале 2021 года расходы бюджета на соцобеспечение выросли в 1,5 раза, на здравоохранение – на 18 процентов, – привел свежие данные эксперт.
В списке обязательств Домнин перечислил и продолжение финансирования по госпрограммам (прежде всего, ДКБ), повышение доступности заемных ресурсов, разворот госзаказа в сторону локальных поставщиков товаров.
– Бизнес, в свою очередь, обязуется исправно платить налоги (в 1-м квартале 2021-го поступления по КПН показали рост на 9,9 процента, несмотря на провал в горнодобывающем секторе и просадку по НДС в минус 22,2 процента), создавать рабочие места, обеспечивать рост, в том числе экспорта. Также участвовать в программах цифровизации торговли, внедрять системы прослеживаемости. Многие предприниматели относятся к этим мерам болезненно, но принимают – как часть условий договора, – продолжил эксперт.
От населения ожидаются политическая лояльность, социальная стабильность, уплата налогов, легализация деятельности (через механизм ЕСП).
– В такой краткосрочной политике велико влияние кризиса, а также попыток Президента ТОКАЕВА повысить свою популярность – в том числе через мораторий на проверки и освобождение от КПН малого бизнеса, отказ от введения дополнительного 5-процентного сбора с Фонда оплаты труда в ЕНПФ.
Для государств-нефтеэкспортеров вызовом является курс на зеленую экономику, но у Казахстана есть минимум 10 лет, чтобы использовать свои преимущества. А еще есть все условия для создания государства всеобщего благосостояния. И новый общественный договор должен отражать эту цель, – заключил эксперт.
Не успевают за ростом цен и тарифов
Финансист Мурат ТЕМИРХАНОВ считает, что нам нужен не новый социальный договор, а критический анализ и пересмотр макроэкономической и фискальной политики правительства, которая среди прочего приводит к высокой инфляции. "Миннацэкономики просто ловит блох": как новые инициативы с налогами ударят по казахстанцам
– Налоговые льготы для отдельных видов бизнеса не приводят к конкурентоспособности и эффективности экономики. Если мы уберем их, то налоговые доходы можно будет увеличить на пару триллионов, как минимум, – и не нужно будет поднимать налоги.
Также важен вопрос эффективности государственных расходов.
– Много лет колоссальные средства идут на госпрограммы развития в сфере индустриализации, сельского хозяйства, цифровизации и т. д., а диверсификации так и нет. Если мы уберем и эти неэффективные расходы, то налоги можно будет однозначно не поднимать. Однако пойдет ли правительство на эти реформы – большой вопрос, решение которого лежит в политической плоскости, – подчеркнул финансист.
Экономист Рахим ОШАКБАЕВ, в свою очередь, отметил, что действующие в стране стандарты социальной политики (прожиточный минимум – 34 302 тенге, минимальный размер зарплаты – 42 500, пенсии – 43 272 тенге) не успевают за ростом стоимости жизни.
– Подсолнечное масло подорожало на 48 процентов, яйца – на 34, сахар на 26, крупы на 23, мука – на 18. Тарифы на производство электроэнергии с 1 апреля выросли на 15 процентов, с 1 мая почти в 2 раза выросла стоимость подачи поливной воды, бензин с начала года подорожал на 12 процентов. За 5 лет покупательная способность тенге снизилась на 42,3 процента, – привел данные эксперт.
Рост цен и тарифов приводит к тому, что люди не хотят работать за низкую зарплату.
– Дошло до того, что коммунальное предприятие в Атырау привезло спецрейсом из Узбекистана 70 дворников! В Алматы продолжаются забастовки курьеров, которые требуют пересмотра тарифов за свои услуги, – констатировал Ошакбаев.
Вопрос доверия
Одновременно растет закредитованность населения. На начало 2020 года количество казахстанцев, имеющих просрочки по кредитам, превысило 1,7 миллиона человек. А в 2021 году, по прогнозам специалистов, этот показатель может увеличиться до 2 миллионов человек.
– В это же время налоговые поступления не успевают за ростом бюджетных расходов. При этом 80 процентов всех налогов платят менее 2 тысяч крупных компаний. Правительство обсуждает вопрос увеличения ставки НДС и КПН (для отдельных отраслей), ставки акциза на нефтепродукты, платы за транзакции в офшорные юрисдикции и другие меры, – сообщил Ошакбаев.
Экономист Олжас ХУДАЙБЕРГЕНОВ считает, что граждане будут согласны на повышение налогов тогда, когда будут доверять государству.
– А заслуживается доверие комплексным решением вопросов, в том числе с качеством дорог, оттоком капитала, операциями с офшорами и так далее, – подчеркнул эксперт.
Также он отметил, что у населения сейчас запрос на обновление кадров в системе госуправления.
– Есть люди, которые занимают должности по 15–20 лет. Претензий к их работе нет, но и большого эффекта не чувствуется.
Другой нюанс – предыдущий период развития страны проходил в относительно стабильном периоде геополитики. А следующие 10 лет ожидаются турбулентными. И цена промедления в принятии решения по некоторым вопросам будет значительно выше. У Казахстана нет права на ошибку, – полагает экономист.
НУР-СУЛТАН