Без "Пионерской" и "Коминтерна": сколько "советских" улиц было переименовано в Караганде

Неизвестно почему, но именно вопрос переименования улиц для карагандинцев всегда был особо болезненным. Едва просачивалось в прессу и Интернет сообщение об очередной смене названий, как тут же начиналась ожесточенная полемика между приверженцами ономастических преобразований и их противниками. В этих спорах ломались копья, отправлялись в бан френды, но результат был, как правило, предсказуем: на публичных слушаниях, которые все, как одно, проводились в рабочий день в рабочее время и (по этой причине) в отсутствие жителей тех самых улиц, о которых шла речь, участники единодушно голосовали “за”.

Так, в феврале ушедшего года в Караганде были переименованы 16 улиц: 3-я кочегарка – в улицу Ардақ; Батарейная – в Қайнар; Болотная – в Бірлік; Коминтерна – в Ынтымақ; Мануфактурная – в Аққайын; Пионерская – в Саялы; Рабкоровская – в Серпін; Совхозная – в Өркен; Социалистическая – в Арман; Торпедная – в Арай; Насыпная – в Жағалау; Отвальная – в Талды; Паровозная – в Береке; Портовская – в Саяхат; Пикетная – в Самал; Пахотная – в улицу Тұмар.

Надо признать, все эти улицы находятся на окраине шахтерской столицы, и большая их часть располагается в частном секторе.

Сегодня же под угрозой исчезновения оказались названия не только окраинных улиц. Власти города решили переименовать улицы Ленина, Олимпийскую, Кривогуза, Аманжолова, Волочаевскую, Защитную, Зональную, Кувскую, Нуржанова, Приканальную и Черкасскую. При этом названий, на которые собираются менять вышеперечисленные, не указали.

Хотя до публичных слушаний осталось несколько дней, в соцсетях вновь разгорелись нешуточные баталии на тему “быть или не быть?”.

Причем противники переименования оперировали в основном аргументами о необходимости сохранения истории города и нерациональности использования бюджетных средств, а сторонники руководствовались идеологическими мотивами.

“Я хоть и родственник Абая (мать Абая, Улжан, тоже аргын-каракесек-шаншар-бертыс, Таттимбет тоже бертыс), но не хотел бы, чтобы первоначальное название какой-либо улицы заменяли его именем. Это история. Даже если названия “неименные”. А называют по-новому пусть те улицы, которые сами построят. А те, кто построили что-то сами, имеют право на сохранение своих названий. По идее, надо было сохранить и проспект Коммунистический. История. А так получается, что никакой истории у города нет. Даже памятник Ленину, лучший в СССР, умудрились испортить, – поделился своим мнением известный в Казахстане и за его пределами художник Айбек БЕГАЛИН. – В спальных районах, во дворах, асфальт не меняли десятки лет. И бордюров зачастую нет. Зато по отчетности все работы по благоустройству проведены, бюджет освоен. Теперь хороший способ освоить новый бюджет. Лучше бы все-таки заасфальтировали земляные дороги во дворах”. Мухтар Тайжан о переименовании городов и улиц на государственный язык: Это нормальное восстановление исторической справедливости

“Давно не являюсь поклонницей Ленина (хотя в детстве была, все-все мы его, дедушку, почитали), – призналась педиатр Галина ГИМРО. – Но никогда не понимала этого ажиотажа с переименованием улиц. На фото: бульвар Ленина, г. Цетинь, Черногория, – сфоткала лично я. Ничего не переименовывают, хотя своих героев хватает. Оставьте всё, как есть, – это история! А еще понравился вариант с названием улиц Радостная, Веселая на казахском, русском языках – это действительно повлияет на ауру нашего города с нелегкой судьбой! Сейчас так все заняты самоидентификацией, копаются в прошлом – надо в будущее смотреть! Что мы детям оставим своим? Коптящие трубы “Арселора”? Черный снег? Воду в кране, после которой кожа у детей слезает? Мы должны что-то с этим сделать, чтоб наши дети и внуки гордились нами, как мы сейчас гордимся предками…”.

Полярное мнение выразил журналист Дамир САТАЕВ: “Переименование улиц имеет политические причины. Страна должна пройти процесс декоммунизации, как бы это ни звучало. И давайте не будем говорить об общей истории и о том, что власть Советов нам дала. Знаем. Достаточно хотя бы того, что в 30-е только голодом заморили не менее 30 процентов коренного населения и потом истребили почти полностью всю казахскую интеллигенцию. Вот она – наша общая история. Переименовывать надо, в этом нет ничего плохого. Главное – чтобы именами действительно достойных людей, ведь на самом деле нет у нас улиц имени Абая, Шакарима, Махамбета Утемисова и Амангельды Иманова и других великих казахстанцев. Если же говорить сугубо о карагандинцах, достаточно людей, кто реально внес большой вклад в его развитие, и их имена уже носят улицы. Нет почему-то улицы Коркина и других достойных карагандинцев, но это вопрос времени”.

Его поддержал блогер Женис КУСПАН: “Избавление от старых, царских и коммунистических названий улиц – это часть мероприятий по деколонизации, декоммунизации сознания. Например, я считаю, что нонсенс, когда потомки жертв красного террора живут на улице, названной в честь его устроителя! Как бы вы ни противились, будем переименовывать, и этот процесс уже никто не сможет остановить!”

В многочисленных опросах, открытых в различных социальных сетях, число противников перемен почти в два раза превышает количество сторонников. В группе “Где-где? В Караганде!” опрос на тему: “Нужно ли переименовывать улицы Караганды?” на момент написания статьи показал следующую расстановку сил: “Нет” – 176, “Да” – 88, “Мне всё равно” – 11.

Осталось дождаться публичных слушаний…

КАРАГАНДА

Автор: Лариса ЧЕН