Как выстроить архитектуру мозга?
Врач-педиатр, детский инфекционист, кандидат медицинских наук, национальный тренер по программе нового патронажа Зауре ОСПАНОВА (на фото) рассказала о некоторых новшествах в оказании педиатрической помощи в Казахстане.
– Наша работа всегда была направлена на то, чтобы ребенок не болел. А если заболел, мы должны его так лечить, чтобы он не дошел до тяжелого состояния. Если посмотреть на все прошедшие годы – мы больше привыкли лечить детей, чем заниматься профилактикой, – говорит Зауре Муратовна. – Второй момент, мы не уделяли внимание развитию архитектуры мозга у ребенка. Само собой подразумевалось, что этим занимаются родители, что малыш пойдет в детский сад, в школу, встретится с воспитателями, с учителями, которые будут развивать его умственные способности. Но этого в некоторых случаях не происходит.
XXI век показал, что появилось много детей 3–5 лет с задержкой психоречевого развития. То есть они не говорят или говорят не столько слов, сколько хотелось бы, речь их может быть невнятной и т. п.
Таким образом, встал вопрос, что необходимо заниматься развитием ребенка в раннем возрасте. Выяснилось, что мы упускали из виду “архитектуру мозга”. Детский врач обычно смотрит на физическое развитие – как он растет, набирает в массе, объясняет родителям, как ухаживать за детьми – кормить грудью, готовить прикормы. Но мы никогда не говорили о развитии мозга! А важно это объяснить родителям как можно раньше. Уже с третьего триместра врач и медсестра должны говорить беременной, что ребенок вас чувствует и слышит. С 18 недель, оказывается, плод ощущает, желанный он или нет. Если мама во время беременности делает что-то не так, если она нездорова, имеет вредные привычки, находится в депрессии – всё это сказывается на выстраивании развития мозга маленького человека.
“Бабушки и дедушки, собаки и кошки” – улыбайтесь ребенку
– Так вот, мозг подобен дому. Сначала нужно выстроить базу этого “дома”, затем поставить стены и крышу. Когда ребенок рождается – у него сто миллиардов нейронов в голове, они лежат, как семечки, неактивные. Благодаря стимулирующей среде – мама взяла на руки, улыбнулась, сказала: “Как мы тебя ждали”, нейроны начинают соединяться друг с другом. Младенец нуждается во взаимоотношениях с близкими людьми и стимулирующей среде! И чем больше сигналов извне, тем прочнее синаптические нейронные связи, а это и есть формирование архитектуры мозга.
Когда ребенок родился, подавать эти сигналы нужно с утра до вечера. На 10-й день своего рождения он уже может копировать вашу мимику, многие этого не знают, думают, что новорожденный должен тихо лежать или спать. Критически чувствительный период для формирования сенсорных нейронных связей – это первые 3–4 месяца жизни ребенка.
Поэтому рекомендуем родителям с самого рождения играть в “улыбку” и “потанцуй со мной”, чтобы через слуховые и зрительные анализаторы постоянно передавались сигналы в мозг.
Берем его на руки, смотрим ему в глаза, улыбаемся, зовем голосом и ждем, когда на нашу улыбку у малыша расширятся и засверкают глазки. Это означает, что мозг ребенка отвечает на вашу улыбку.
Ваша медсестра должна настаивать – улыбайтесь младенцу. Бабушки, дедушки, собаки и кошки – все улыбайтесь. Она должна зажечь ваши души, чтобы вы не отставали от него. Берем за ручки или за ножки, поем и танцуем. Ждем, когда у ребенка в ответ появится искорка удовольствия. Когда он будет бодрствовать, нужно брать его на руки, петь песенку, разговаривать. Не включать “Despacito” с телефона, а маме самой петь и смотреть ему в глаза.
Меняем игры по мере того, как он растет. Следующие 6–10 месяцев от рождения развиваются языковые навыки. Это критически чувствительный период для нейронов, которые отвечают за развитие речи. А от 10 месяцев до 2 лет – важный период для развития функций мозга, таких как память, логика и умение принимать решение.
Как “начитать” 456 часов
– Речь у него формируется как экспрессивная, так и рецептивная сразу, с рождения, но говорить он будет позже. Только сначала будет лепетать, потом ворковать, позже произносить звуки и слова. Он не может в 2 года вам сказать: “Мама, я хочу гулять”, если не пройдет лепет, воркование, звуки. В доме важна устная речь с момента появления ребенка на свет, чтобы у него формировался запас слов. Поэтому в семье, где много говорят, где есть устная речь, обращенная к малышу, не только деловая речь – “иди сюда, поешь, ложись спать, помой руки”, а болтовня, спонтанная речь – “посмотри на бабочку, а какие у нее крылышки”. Тогда у него будет формироваться запас слов.
Также начиная с 3 месяцев до 5 лет каждый день, по 15 минут ребенку нужно читать детскую литературу. Родители должны “начитать” 456 часов.
Вы когда-нибудь об этом слышали от медсестры? Этому мы тоже будем учить родителей. Если вы ему читаете каждый день, обнимаете, ласкаете, играете, у вас в доме звучит устная речь, то есть вы его чувства переводите в слова – у него формируется привязанность. Для него это будет являться безопасной средой, что содействует его способности к обучению.
Виды патронажей
– Патронаж включает 10 шагов мониторинга, наблюдения на участке за детьми от рождения до 5 лет. Программа шла на уровне обучения 2018–2019 годов, в прошлом году из-за коронавируса система не была реализована, так как нельзя было проводить медработнику около часа в семьях. И еще одна проблема – не везде хватает сотрудников, должна быть третья медсестра на каждом участке. Как узнать, что именно болит у ребенка - детский невролог
Это называется универсально-прогрессивный патронаж, рекомендуемый минздравом РК, – продолжает Зауре Оспанова. – Нужно рассказать родителям, как развивается архитектура мозга, узнавать у них – как ребенок общается, как понимает, играет, видит, слышит, двигается. Медсестры должны осуществлять патронаж на дому, информировать родителей о развитии ребенка, помогать формировать навыки по уходу за детьми.
Универсальный патронаж будет проводиться по схеме “2+9”, это 2 дородовых патронажа к беременной и 9 патронажей в семью к ребенку до 3 лет.
Если будут появляться проблемы, то есть риски, и если будут нужны психологи, неврологи и другие специалисты, чтобы помочь провести раннее вмешательство, то ребенок будет наблюдаться по индивидуальному плану по сопровождению семьи. Это будет называться прогрессивный патронаж. Когда проблема разрешится, ребенок опять будет наблюдаться по универсальному патронажу, как и все остальные дети. Задача прогрессивного патронажа – своевременно обнаружить риски по развитию ребенка и помочь справиться с ними.
АЛМАТЫ