Умные технологии на пользу дела
– Толеутай Сатаевич, мы закончили вторую часть нашего интервью разговором о формах собственности в сельском хозяйстве. Но есть и другая составляющая АПК – это научное содержание. Насколько широко применяются сегодня у нас разработки ученых?
– Бесспорно, что в наше время успешное развитие любой отрасли экономики связано с широким применением научных разработок, инноваций. Иными словами, “умные технологии” должны стать потребностью для аграриев.
– И что нужно для этого делать?
– В первую очередь заняться созданием инновационной системы, то есть организацией сервисной инфраструктуры, которая помогала бы продвижению науки на всех этапах. К сожалению, вся эта система осталась на уровне 50–60-х годов прошлого века.
Основу системы должен составить офис коммерциализации и трансферта агротехнологий. На нем должна лежать обязанность по изучению рынка, поиску потребностей производства в научных разработках и передаче их в научные учреждения. При этом сам трансферт технологий требует непосредственного участия науки на каждом этапе – при поиске, апробации, адаптации и тиражировании.
– Но это вы говорите об идеальной форме. А как быть с тем, что новые знания уже сейчас требуются фермерам, полеводам, животноводам?
– Да, вы правильно отмечаете, что главным в аграрной науке является прикладной характер. И следующая задача, которую надо решать незамедлительно, – передача знаний, экстеншн. Есть не совсем верное отношение к экстеншн, как к некоему отдельному элементу обучения фермеров. На самом деле – это неотъемлемая часть научных исследований, их трансферта и коммерциализации, инструмент продвижения результатов научных исследований в производство.
В 2016 году в Центре агрокомпетенций при НПП “Атамекен” мы разработали концепцию агроэкстеншн из трех уровней:
– Первый, “Бастау”. На предусмотренные по программе “Продуктивная занятость” средства минтруда обучать сельских самозанятых умению производить качественную, востребованную рынком продукцию. Начало с “Бастау”
– Второй, “Демеу”. На средства МСХ обучать правильному применению новых технологий уже состоявшихся фермеров, перед которыми стоят задачи роста конкурентоспособности своего производства через повышение производительности труда и продуктивности земли и животных;
– Третий уровень, “Шебер”. По программе развития бизнеса обучать правилам торговли товаропроизводителей, готовых работать на экспорт.
Экстеншн должен проводиться непрерывно для каждого фермера и ЛПХ по нескольку раз в год. Надо восстановить в районах систему сельских информационно-консультационных пунктов (СИКЦ) на базе районных палат предпринимателей.
– Что это даст?
– Задачи СИКЦ в организации на районном уровне:
– точечные консультации фермеров по его конкретным вопросам;
– коучинг, от фермера к фермеру, путем проведения учебных семинаров группы из 10–15 человек на базе передового хозяйства района;
– проведение непосредственно семинаров на базе государственных опытных хозяйств МСХ или передовых частных хозяйств. Здесь тоже нужно делить на районный уровень по массовым вопросам, областной и республиканские уровни для более специализированных тем;
– четвертое направление – это предоставление информации о мерах господдержки, предусмотренных в законодательстве и программах. Фермеры не владеют зачастую ею.
При проведении экстеншн надо иметь в виду, что это и система обратной связи от фермеров к госорганам и научным организациям. В минсельхозе хотят "включить мозг фермерам"
– Хватит ли у нас кадров для научной работы и проведения экстеншн?
– Чтобы специалистов в полной мере хватало для работы по всем направлениям, представляется несомненным перестройка всей структуры научного и кадрового обеспечения отрасли.
Сегодня в систему НАНОЦ при МСХ входят три университета, 23 НИИ и 14 опытных хозяйств, а также 10 центров распространения знаний в составе отдельных НИИ. В передовых аграрных державах, например, в Аргентине, эта пирамида выглядит с точностью наоборот. По их опыту нам достаточно иметь 5–6 НИИ, до 30 опытных хозяйств и не менее 160 центров экстеншн, по числу сельских районов.
Именно эти центры должны стать связующим звеном в интеграции науки, образования и агробизнеса. Туда должны приходить сельчане со своими проблемами. Там ученые могут получать задания на проведение научных исследований, а университеты – рекомендации по подготовке кадров.
Всё для производства
– Вы уже сказали, что аграрная наука должна носить прикладной характер. В чем это будет выражаться?
– На мой взгляд, тематика исследований должна быть сконцентрирована на потребностях производства. И это мнение разделяется многими учеными. Возьмем разработку технологий для мелких товаропроизводителей. У нас укоренилось мнение, что они являются преградой для внедрения инноваций в сельское хозяйство. Надо сказать, что в развитых странах наука отвечает на потребности производства, учитывая объективно сложившиеся в нем отношения, его структуру. Много научных разработок в мире предлагается именно для малых форм хозяйствования – системы автопоения, автодоения, возобновляемые источники энергии, регулирование температурного режима растений и т. д. И казахстанские ученые могут внести свою лепту в создание таких механизмов.
В недорогих технологиях хранения продукции нуждаются сельские кооперативы. Естественно, что сегодня необходимы новые сорта плодоовощной продукции, пригодные для длительного хранения и промышленной переработки. Например, томатов с более высоким содержанием сухих веществ. Даже при завозе зарубежных сортов необходимы исследования с целью их апробации и адаптации.
Особая тема – переработка сельхозпродукции. Нужны технологии производства национальных продуктов питания, например, кумыса, шубата, конины, сушки бахчевых, плодов и овощей. Недавно с удивлением узнал, что китайские умельцы предлагают недорогое оборудование по формовке и прессовке курта. Можно ведь такое оборудование разрабатывать и производить и у нас, а потом оснастить ими кооперативы. На дому люди изготавливают курт, сдают в кооператив, где его сушат, прессуют, формуют и упаковывают. Один наш бывший земляк, проживающий сейчас в США, семь лет назад организовал первые поставки сушеной клюквы оттуда к нам. Схема производства этого продукта точно такая же. Выращивают клюкву дома, централизованно заготавливают, сушат, упаковывают и отправляют на продажу, в том числе и к нам. Как крестьяне учат министра
Здесь, опять же, без квалифицированных кадров не обойтись. Подготовка кадров должна осуществляться по учебным программам, разрабатываемым университетами совместно с агроформированиями. Свои квалификационные требования к специалистам может выставлять и бизнес.
Кроме того, нужно от грантового обучения перейти к обучению на основе беспроцентных кредитов. Окончив университет, молодой специалист обязан отработать определенное количество лет на конкретном предприятии, и по итогам каждого года ему будут списывать часть кредита. В противном случае беспроцентный кредит должен автоматически становиться коммерческим. Ведь ни для кого не секрет, сколько выпускников агроуниверситетов, получив диплом, не едут работать в село.
Также предложил бы программу “С дипломом – в село” дополнить программой “Из аула – за дипломом”. В каждом селе все жители заранее знают, кто из учителей, врачей, агрономов когда выходит на пенсию. Местное сообщество могло бы среди школьников заранее подобрать кандидатуру и направить его на обучение в университет по требуемой специальности.
Во главе угла должен стоять ученый
– Хорошо, всё, что вы предлагаете, внедрили. Но где же сотрудничество ученого и сельского труженика?
– А здесь свое слово должны сказать опытные хозяйства. Необходимо трансформировать их деятельность. Они должны служить базой для проведения научных исследований, в том числе апробации и адаптации технологий. В них могут и должны проходить практику студенты, писаться магистерские и докторские диссертации.
При вузах и опытных хозяйствах необходимо создание лабораторий коллективного использования. Оборудование должно использоваться с максимальной отдачей. Оно должно выполнять три задачи: 1) проведение собственно научных исследований, 2) прохождение студенческих и магистерских практик, 3) исполнение заказов бизнеса.
Отдельная тема – финансирование научных проектов. К сожалению, действующая схема не отвечает требованиям дня и подвержена коррупции. Нужна другая. Например: 1) ВНТК (Высшая научно-техническая комиссия) при правительстве утверждает приоритетные направления, 2) ННС (Национальные научные советы), как собрание крупных ученых и представителей агробизнеса, определяют примерную тематику исследований, 3) ученые подают по тематике заявки, 4) проводится их независимая экспертиза, 5) заключаются договора.
В заключение хотел бы сказать о том, что во главу угла необходимо поставить ученого. Он должен иметь все условия для творчества и, соответственно, хорошо зарабатывать. Для этого надо переходить к системе роялти, когда специалист имеет определенное вознаграждение от положительных результатов применения его технологий, сорта или породы. Действительно работающий ученый должен получать достойную оплату своего труда, и намного больше, чем праздношатающийся функционер от науки.
АЛМАТЫ