В ситуациях, когда в подвалах многоэтажек без ведома живущих в них людей вдруг возникали магазины, бильярдные клубы и прочие заведения, алматинцы оказывались не раз. Суды в таких случаях привычно вставали на сторону предпринимателей, а не жильцов, чьи интересы нарушались, – ведь люди не разрешали ничего строить.
Вот и в этот раз в редакцию “КАРАВАНА” жильцы дома № 3 принесли целый ворох документов. Говорят, устали доказывать, что ни один из 80 собственников квартир пятиэтажки не разрешал продавать подвал.
– Все началось в феврале 2014 года, когда жильцы дома получили письмо от представителя покупателя подвала – некоего ТОО, юридической компании, из которого стало известно: у подвала площадью 602,4 квадратных метра появился хозяин, – рассказывает житель дома Кабдулда ТАСТАМБЕКОВ. – Для всех жителей это известие было шоком. В письме говорилось, что владелец принял решение продать подвал, и жильцам дома предлагалось… выкупить его за 80 миллионов 850 тысяч тенге. Мы сразу обратились в департамент юстиции Алматы уточнить обстоятельства сделки. Согласно предоставленному договору купли-продажи от 5.04 2007 года, часть подвального помещения дома продана нашим КСК за один миллион тенге. Договор удостоверен небезызвестным нотариусом Мариэтой Абиной, которую впоследствии лишили государственной лицензии. Позже на суде председатель КСК заявляла, что она подписывала договор об аренде помещения, но никак не продажи!
В числе документов у жильцов на руках – отзыв в апелляционную судебную коллегию по гражданским делам Алматинского горсуда от председателя данного КСК, в котором та поясняла, что в 2007 году подписала договор аренды подвала у нотариуса Абиной. Однако на следующий день представитель покупателя якобы сказал ей, что в тексте допущена ошибка. Он попросил подписать новый текст, с которым она предварительно не ознакомилась – в тот день лежала в постели из-за плохого самочувствия.
Позже председатель КСК умерла. А проблема так и осталась нерешенной.
Районный суд №2 Ауэзовского района в июле прошлого года отказал жителям пятиэтажки в удовлетворении их исковых требований – признать сделку договора купли-продажи недействительной.
В апелляционную коллегию по гражданским делам Алматинского городского суда прокурор Ауэзовского района Г. Сейсембиев внес апелляционный протест, приведя следующие доводы. Например, что проданный объект является объектом кондоминиума – общей собственностью жителей дома, а в материалах гражданского дела отсутствуют протоколы общего собрания жителей о продаже нежилого помещения. “Принятым решением суда первой инстанции от 22.07 2014 года грубо нарушены права собственников кондоминиума”, – говорится в протесте.
Городской суд жильцы выиграли. Однако суды последующих инстанций вынесли решение не в их пользу.
– Ни один жилец не давал согласия, мы семь лет ничего не знали о сделке купли-продажи, покупателя в глаза не видели, но суды, видимо, не захотели в этом разбираться, – возмущается житель дома Серик АКБОЛАЕВ. – Где искать справедливость? Мы написали повторное письмо в Генеральную прокуратуру РК, ждем ответа. Одна надежда, что в данном ведомстве вникнут в суть проблемы, ведь с самого начала история “темная”…
Алматы