Когда ты учишься и работаешь в Лондоне, приходится выбирать псевдоним, чтобы иностранцы не ломали язык над фамилией Мейрамгазин. Больше года Аян обитает в Казахстане. “Караван” выяснил у молодого фотографа, почему он решил сосредоточиться на фешн-фотографии, а не снимать все подряд, как большинство его казахстанских коллег.
– Ты с самого начала хотел снимать моду?
– Да, потому что это такая сфера, которая мне самому по душе. Снимать пейзажи, ночуя с фотоаппаратом в горах, – не для меня. Когда фотографируешь фешн, то общаешься с людьми – это для меня важно.
– Как я понял, изначально ты вообще получил бизнес-образование…
– Да, я отучился в КИМЭПе на деловое администрирование. Пошел в нефтяную компанию, где проработал год, и, можно сказать, сгнил там. Для меня это была такая рутина.
– А интерес к моде как появился?
– Я всегда хотел быть дизайнером одежды. Но не получалось. Я до сих пор хочу этим заняться, но чуть позже.
– Как ты оказался в Лондоне?
– Там есть Лондонский университет искусств, он представляет собой систему из шести колледжей. В двух я учился в течение года. В London college of communication получал образование фотографа. Есть еще London college of fashion, где я специализировался как стилист-фотограф.
– А до этого в Алматы ты снимал что-то? Скажем, для журналов?
– Нет. Я себя не считал фотографом. Купив скальпель, ты не можешь себя назвать хирургом. Так же, купив фотоаппарат, ты не можешь называться фотографом. Я никогда не болел фотографией, а первую камеру купил, когда поехал в Шанхай на учебу. Причем это была обычная мыльница, которой я снимал все вокруг на память.
Всякие ЛаШапели
– Глядя на твои работы, я сильно удивился, что ты серьезно занимаешься фотографией всего два года. Что послужило таким мощным толчком?
– Наверное, глупо говорить, что меня вдохновила заграница. Многие туда ездят, видят все то же самое, что и я. Но, видимо, я обращаю внимание на детали. Когда поехал в Лондон, то выбрал курс, посвященный теории, а не практике. Мы изучали фотографию на психологическом уровне, как человек воспринимает свет и так далее. К тому же я не читаю все подряд модные журналы, не копаюсь в работах знаменитых фотографов. Мне все равно, кто там крутой, Марио Тестино или ЛаШапели всякие. Конечно, я знаю этих мастеров, но не слежу за их творчеством каждый день. Дело в том, что они могут создать в моем подсознании некий лимит. Я думаю, что, обращая меньше внимания на каноны, ты больше делаешь. Если ты едешь на фотосессию и заранее знаешь, что у тебя будет такой-то свет, а модель встанет в нужную позу, и все у тебя будет идеально, то ты ничего нового не вносишь в фотографию.
– Так ты что-то новое вносишь?
– На самом деле все уже придумано. Я лишь даю свою интерпретацию. В моей фотографии нет стереотипов. Многие фешн-фотографы не живут модой. И это проблема.
– Сам следишь за модой?
– Я не стараюсь за ней следить, полагаюсь на свои чутье и вкус. Если нравится вещь, то я беру.
– Начав с мыльницы, ты за пару лет “доснимался” до того, что попал в модный Дом Александра МакКуина. Как это произошло?
– Когда я учился в университете, Дом МакКуина решил сделать выставку с фотографиями его ранних работ, посвященную годовщине его смерти. Был объявлен конкурс, множество народа поскидывало свои заявки. Я тоже подал заявку, хотя особо не надеялся. В какой-то момент мне ответили и пригласили встретиться. Я подумал, что будут еще дополнительные отборы. Но, приехав на встречу, понял, что я тут один. Первый ассистент МакКуина Рути Данан сказала, что хочет поработать со мной над этим проектом. Для меня это было шоком! Мы прошли в архив, где находились вещи, которые дизайнер вручную шил для своей дебютной коллекции 1994 года. Это было что-то уникальное! Я был единственным казахом, который смог притронуться к тем вещам МакКуина, которые хранятся в сейфе.
– А тебе не страшно было заниматься модной фотографией в Казахстане, где, по сути, и модного бизнеса-то нет?
– Я смотрю не на сегодняшний день. Верю, что мы идем к нормальному бизнесу в сфере фешн.