Интересно, если мне продать одну нашу овечку, хватит денег чтобы расплатиться за пирожки, которые беру в долг для себя и сестренки? А может лучше пойти работать на поле, там 100 тенге в день платят?".
Сколько детей с такими рассуждениями, даже представить страшно, но то, что они постоянно пополняют ряды беспризорников, или безнадзорников - это точно. В Алматы примерно 184 мест, где периодически собираются более чем 2785 подростков - беспризорников. Из них 1191 мальчик, 794 девочки в возрасте от 12 до 17 лет.
Чтобы как-то изменить ситуацию и уменьшить количество детей находящихся на улице без присмотра взрослых, государство предприняло некоторые шаги.
В 2004 году открыт Центр временной адаптации и реабилитации для несовершеннолетних (ЦВИАРН), филиалы которого есть в каждом регионе.
Основной задачей центров является предупреждение правонарушений, бродяжничества, доставление несовершеннолетних в специальные организации образования с особым режимом содержания, принятие других мер по устройству содержащихся детей и подростков. Срок содержания несовершеннолетних детей в этих центрах - не более шести месяцев.
Каждый год в Казахстане выявляется около 10 тысяч детей нуждающихся в особом педагогическом подходе. Государственными органами принимаются меры либо по возвращении их в семью, либо - по определению в специальное учреждение. Так за последние несколько лет по республике в ЦВИАРНы помещены более 70 тысяч подростков, из них 10796 оформлены в детские дома и школы-интернаты. Только за первое полугодие 2007 года через алматинский ЦВИАРН прошло около 900 детей.
Итак, зачастую ребенок, сбежавший от тяжелых условий жизни, попадает в учреждение, окна которого укреплены железными решетками, территория обнесена забором. К тому же вынужден общаться с детьми, совершившими преступления, подвергаясь их негативному влиянию, унижению и т.д. В итоге получается, что любой беспризорный ребенок может оказаться в ситуации, когда вынужден в течение полугода проживать в условиях ограничения свободы передвижения, как будто он совершил правонарушение. Такое не разделение может привести к серьезным проблемам в профилактической деятельности.
По данным рабочей группы по защите прав детей в Казахстане ежегодно принимаются бюджетные региональные программы в области молодежной политики, но мониторинг и оценка действующих мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних не проводится.
В регионах отсутствуют центры постоянной поддержки (юридической, психологической, социальной) подростков, их родителей и специалистов по делам несовершеннолетних, а также нет центров по социальной адаптации и реабилитации детей, освободившихся из мест лишения свободы.
В городе Алматы, только "Детство без границ" занимается проблемами адаптации детей нуждающихся в особом педагогическом подходе. По словам Анны, психолога центра, одной из основных проблем подростковой беспризорности является безучастие взрослых в жизни детей, родители которых не хотят смириться с тем, что ребенок уже вырос и с его мнением нужно считаться. Некоторые дети не могут поделиться с родителями своими возрастными проблемами и находят ответы на улице. Учитывая, что подросток это уже не ребенок, но еще и не вполне взрослый, ему важно чувствовать собственную значимость. Чтобы не отдаляться от ребенка, взрослому необходимо:
- интересоваться его делами;
- иметь какое- либо совместное дело (ходить вместе в магазин);
- спрашивать совета у ребенка, как поступить в той или иной ситуации.
Но, если ситуация все же вышла из под контроля, или трудно найти решение, можно обратиться к психологу по телефону днем 269-85-32 и вечером 292-95-11, чтобы получить бесплатную анонимную помощь как взрослому, так и подростку.
Месяц назад на базе центра создан детский клуб "Жана достар", пока в клубе 40 подростков. Некоторые их них стоят на учете, другие просто находятся в группе риска, и есть те, которым хочется быть чем-то занятым в летнее время. Задача клуба - формировать и поддерживать позитивный образ жизни у детей нуждающихся в особом педагогическом подходе.
Некоторые 16- летние подростки приходят в клуб с желанием набраться опыта и получить после школы психологическое образование. Специально для них подбирается программа, где им разрешается проводить отдельные упражнения с другими ребятами.
В ходе различных акций и игровых ситуаций к каждому ребенку сотрудники центра подбирают индивидуальные программы по реабилитации, адаптации к социальной жизни. Для кого - то нужно ее формировать с нуля, другим просто необходима поддержка в уже сложившемся образе жизни. Поэтому подбираются такие игровые методики, чтобы каждый мог почерпнуть что-то для себя. Например, ситуативная игра "Мостик". На полу раскладываются листы бумаги, по очереди каждый ребенок должен наступая на каждый лист рассказывать, что хорошее он сегодня сделал.
В процессе игры появляется дух соперничества, дети начинают задумываться над тем, что нужно делать как можно больше положительных поступков. Чтобы отследить результативность данного метода психологи "Детства без границ" повторяют игру "Мостик" с определенной периодичностью. Наблюдения показывают, что те детки, которые отставали, уже догоняют других по количеству хороших дел.
Занятия в клубе дают детям уверенность в том, что они кому-то нужны такие, какие они есть. А это уже формирует желание быть лучше, добрее, анализировать свои действия.
По мнению психолога, многие подростки, прошедшие тренинги, будут лучше учиться в школе. Так как к ним приходит понимание, что если не учиться, значит потерять возможность получить высшее образование и шансы на получение хорошо оплачиваемой работы в будущем.
Фото с сайта http://pervov.ru