Документ, объясняющий, как будет происходить процедура выявления качества педагогических кадров, уже подготовлен.
За кресло надо бороться уже сейчас
Итак, раз в три года директоров будут трясти по полной программе. Зачем? Согласно замыслу Министерства образования и науки РК, делаться это будет исключительно с целью формирования состава высококвалифицированных управленческих кадров в системе образования.
Но у самих директоров есть нехорошее предчувствие, что затея направлена на "зачистку рядов", которые всегда формировались по вертикальному принципу. Директоров назначали сверху. Аттестация же значительно облегчит процедуру продвижения на нужную должность нужного человека. Кому нужного? Конечно же, не нам с вами. Хотя в положении об аттестации есть пункт, который гарантирует участие родительской общественности в аттестационной комиссии. По мнению председателей попечительских советов школ - это довольно прогрессивный шаг со стороны Министерства. Родители неожиданно встанут на одну ступеньку с заведующими районных отделов образования и смогут "зарубить" или поддержать директора своей школы.
Но те же общественные силы говорят, что все это смахивает на игру в демократию, которой на самом деле в системе образования нет!
Например, в Америке родители активно участвуют не в аттестации, а в выборах директоров школ, должности сотрудников РОНО там тоже считаются выборными. У нас же образовательная верхушка назначается.
То есть отдел народного образования, через который "спускается" директор, на самом деле не несет никакой ответственности за кадры, поставляемые в школу, потому что тоже не выбирается. Это значит, что РОНО не несет никакой ответственности перед родителями. В случае же выборности всех должностей и в школе и в РОНО (как это поставлено на Западе), папы и мамы всегда могли бы "прижать" чиновников от образования своими выборными голосами. Получив слабого директора, школа в лице своих родителей могла бы переизбрать слабого сотрудника районного отдела образования. В Америке система работает именно так. В Казахстане будет работать один отдельный ее элемент.
Что из этого получится? Директора школ в один голос говорят, что ничего хорошего. Говорят тихо, со вздохом, и исключительно между собой. Честно говоря, боятся обсуждать данную тему даже по телефону, уверены, что их разговоры прослушиваются, а нажить себе врагов накануне аттестации никто не хочет.
В это трудно поверить, но "дальняя" подготовка к зарабатыванию очков для предстоящей проверки началась у директоров школ вместе с прошедшими выборами. В южной столице не было ни одной школы, которая бы не получила от РОНО ценных указаний: за кого из кандидатов должны были проголосовать учителя. Отдельные преподаватели говорили, что постановка вопроса была настолько жесткой, что речь шла даже о закрытии учебных заведений, если бы, не дай бог, директора со своими коллективами посмели ослушаться! Надо думать, что самые дисциплинированные из них, обеспечившие наибольшее количество голосов отдельным депутатам, будут внесены в специальный список, о котором непременно вспомнят на аттестации…
Как обойтись без предвзятости?
Прежде чем директор предстанет перед аттестационной комиссией и сможет доказать, что он не верблюд, руководитель районного отдела образования должен оформить служебную характеристику.
Бумага будет содержать обоснованную оценку профессиональных, личностных качеств и результатов деятельности организации, которой руководит директор. К сожалению, в положении об аттестации не говорится, как сделать этот важный документ объективным. Как застраховать директоров от предвзятого мнения вышестоящих чиновников? Директора говорят, что этот этап подготовки к аттестации может быть проблемным. По крайней мере, за хорошую характеристику могут быть назначены негласные денежные тарифы, начальники РОНО могут просить директоров об оказании неких услуг, которые сыграют свою роль в составлении этой самой характеристики. А если учесть, что РОНО показывает директорам не только свой нрав, но и передает ценные указания от департамента образования, то руководители школ могут оказаться в страшных условиях. Характеристика может стать похлеще кнута, которым их будут воспитывать при каждом удобном случае.
Есть мнение, что разумнее было бы поручить составлять портрет личности и профессионала неким неофициальным экспертам, которые могли бы адекватно оценить работу и личностные моменты в жизнедеятельности директоров. Но их, почему-то, никто не слушает…
Для успокоения совести разработчики положения об аттестации внесли в него такой пункт, как несогласие директора с характеристикой на самого себя. Наверху не исключают такой возможности, хотя абсурдность таких случаев для нормальных людей очевидна, и только для системы образования, где абсурда, хоть отбавляй, это никого не шокирует. В общем, в случае несогласия, директор имеет право составить эту бумагу сам и представить информацию о себе любимом в кадровую службу.
Как шагнешь за порог…
Каждый директор должен представить аттестационной комиссии пакет документов. Их перечень и количество запросто займет первое место среди всех профессий, так или иначе связанных с бумажными делами. Это не делает чести ни современной школе, ни задуманной аттестации, но никто не спорит, все привыкли к тому, что писать и отчитываться приходиться больше, чем работать.
Директора школ, уже давно замордованные предоставлением бумажек, которые складируются у них томами подшивок, папками и чемоданами, привыкли. Среди бумаг: нормативно-правовая база школы, анализ работы за предыдущий период, программа развития школы, план деятельности школы, методическая работа, работа с педагогическими кадрами, внутришкольный образовательный мониторинг, вопросы, рассмотренные на педсоветах школы, план работы ученического самоуправления, отсев учащихся, компьютерные сети, использование компьютерных технологий в учебном процессе, научно-исследовательская работа учащихся, творческие (спортивные, эстетические) успехи учащихся, успехи в турнирных формах (предметные олимпиады, конкурсы), деятельность психологической службы, использование областной компьютерной сети в учебном процессе и повышение квалификации педагогов, укомплектованность школы кадрами (согласно штатному расписанию), учебная нагрузка выполнена не менее, чем на 95%, оснащенность компьютерной и оргтехникой, состояние системы управления школой.
Все эти пункты, называются в аттестации внешним анализом. Если директор удовлетворит анализ на 80%, комиссия признает его способности как руководителя, который способен возглавлять учебное учреждение. Но чтобы признать директора окончательно годным к занимаемой должности, он должен будет сдать экзамены в виде тестов. Оценки надо получить не ниже 50% пороговых значений, установленных Министерством.
Тесты для директоров
Какие предметы будут сдавать первые руководители школ? Согласно новому правилу, директора должны знать Конституцию РК (вопросы по Конституции стоят в опросниках первыми). Всего десять вопросов, к каждому прилагается четыре ответа, один из которых правильный - как и в ЕНТ - директор должен будет выбрать верный.
Второй тест содержит вопросы по законодательным актам РК в сфере образования. Здесь вопросов побольше - 27, на каждый дается три ответа, один из которых правильный. Третий тест касается знаний в области управления, психологии педагогики. Здесь также 27 вопросов, с тремя вариантами ответов на каждый.
Тест по концепции развития системы образования РК состоит из десяти вопросов. Тест по всеобучу включает также десять вопросов, но с четырьмя вариантами ответов. Вообще разношерстность тестируемого материала говорит о том, что на директорах будет поставлен беспрецедентный эксперимент, который случится с ними по их же вине. Они отказались оказывать сопротивление, когда подобное было сотворено Министерством с их учениками, вот теперь очередь дошла и до них. Причем, если вышеперечисленные тесты хоть как-то были притянуты к работе директора и согласуются с образом первого руководителя, то следующие тесты - откровенно навязанные. Тест (цитирую) "По закону РК "О пожарной безопасности" и тест по закону о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Без знания этих законов ни один человек не имеет права сесть в директорское кресло. Сказать, что это смешно - значит, ничего не сказать.
А теперь самое интересное. Аттестационная комиссия может принять три решения открытым или тайным голосованием: соответствует, не соответствует, соответствует с условием повторной аттестации. Признанные годными "к службе", могут рассчитывать на поощрения, изменение должностных окладов, или, наоборот, на изменение или отмену надбавок к должностным окладам.
При несогласии работника с понижением в должности или переводом на другое место работы, руководитель департамента вправе его просто уволить. Директор же имеет право обжаловать это решение в порядке разрешения всех остальных трудовых споров в соответствии с законодательством. Да это же беспредел в законе!
Директора школ говорят, что с введением аттестации департамент образования получит еще один рычаг "давить" на директоров и расправляться с неугодными товарищами вполне законными методами.