Главная проблема подобных административных пертурбаций в основном касается шымкентцев. Вернее даже жителей пригородных дачных поселков, коих в окрестностях Шымкента насчитывается около десятка.
В последние годы власти Шымкента усиленно лоббировали вопрос о присоединении к черте города ряда пригородных сельских округов и поселков. По резонному замечанию властей, здесь проживают почти исключительно жители Шымкента.
Которые работают на городских предприятиях, своих детей оформляют, (или пытаются оформить) в городские школы и детские сады. Опять же, в силу непосредственной близости Шымкента, в случае болезней или других социальных неурядиц, обращаются за помощью в городские больницы или собесы. То есть, жители округи являются горожанами де-факто, хотя де-юре остаются как бы сельским населением.
Такая ситуация по уверению городских властей, создавала нездоровое напряжение во всех социальных институтах областного центра. Скажем, если в Шымкенте, по данным переписи 2000 года, проживало около 500 тысяч жителей, то и бюджет всей социальной инфраструктура города рассчитывается на 500 тысяч (с незначительным запасом за счет естественного прироста). Однако вместе с жителями пригородов, количество населения доходило уже как минимум до 800 тысяч. И именно последняя цифра, по мнению городских властей, отражает реальное число населения, обслуживаемых социальной инфраструктурой Шымкента.
Официально присоединив пригородные территории к черте Шымкента, власти намеревались таким образом узаконить статус пригородного населения, а заодно и обосновать необходимость увеличения расходных статей бюджета по целому ряду ключевых позиций.
В 2001 году границы Шымкента значительно расширились за счет пригородов, дотоле располагавшихся в Сайрамском, Ордабасинском и Байдибекском районах.
Поначалу, никто из жителей никакой принципиальной разницы не ощутил. Однако со временем некоторые не очень приятные нюансы все же проявились.
Наиболее остро это почувствовали на себе жители дачного массива Кайнар Булак. Заметим, что здесь в основном проживают действительно коренные шымкентцы. Причем значительная часть - из малообеспеченного, социально незащищенного слоя. Большинство жителей "Кайнар Булака" в свое время, потеряв работу, были вынуждены продать квартиры в Шымкенте и переселиться на постоянное жительство в дачные домики. Где и пытаются выжить, занимаясь натуральным хозяйством в чистом виде. Понятное дело, что в юридических заморочках население здесь не слишком сильно. И тут вдруг выясняется, что практически все дачники поголовно никаких документальных прав на свои дачные участки более не имеют.
Фокус вот в чем - до административного передела, (считай, до 2001 года), массив Кайнар Булак относился к Сайрамскому району. Соответственно, оформлением документов, то есть выдачей государственного акта на право владения земельным (дачным) участком, занимались районные власти. Добавим что в 70-90 годы прошлого века (когда дачный массив "Кайнар Булак" активно развивался и заселялся), регистрация велась вообще бесплатно. По дачам ходили районные землеустроители и просто-таки упрашивали дачников зарегистрировать свой участок.
При этом никаких особо точных измерений участка и определения его границ не велось - земельные отношения находились в зачаточном состоянии.
Ныне ситуация в корне изменилась - теперь уже земельные отношения выходят на передний план. Однако прежние госакты, полученные в Сайрамском районе, теперь считаются не действительными. Земли сменили административный статус, а значит, утратили юридическую силу и все прежние документы, закрепляющие право землепользования. Чтобы вновь получить государственный акт, дачникам необходимо пройти перерегистрацию, а заодно и приватизировать свой участок и дачный домик и только после этого стать полноправным хозяином.
Естественно, перерегистрация уже будет проводиться вовсе не бесплатно, а обойдется дачнику порядка в 6,5 тысяч тенге. Возможно, что сумма и не большая, но повторюсь, что для большинства "кайнарцев", переселившихся на дачи не от избытка средств - очень ощутимая сумма.
Между тем выхода у дачников, как выясняется, просто нет. В противном случае они рискуют лишиться своего последнего крова. По данным правоохранительных органов, уже отмечено несколько случаев, когда на один и тот же участок претендовали разные хозяева. Причем у одних были на руках госакты старого образца, а их оппоненты предъявляли уже городскую регистрацию участка. По мнению следователей, схема подобных инцидентов проста. Новоявленные хозяева, покупая один дачный домик, вполне легально и на законных основаниях могут оформить право землевладения на гораздо большую земельную территорию, нежели только собственный дачный огород. И так как соседские земли не зарегистрированы в городском отделе землеустройства, то фактически они считаются бесхозными и могут отойти новому хозяину. Даже при том, что фактически на этих землях постоянно проживает целая семья других дачников. Криминала нет, замечают полицейские, потому разбираться в дачных хитросплетениях - прерогатива судебных инстанций.
В земельном комитете Шымкента на подобную проблему тоже смотрят спокойно, - дачники должны пройти перерегистрацию, либо заново оформить документы на свой дачный участок.
В то же время частные юристы оценивают сложившуюся ситуацию совершенно иначе - коль скоро инициатором административного передела являлись городские власти, то они обязаны взять на себя все затраты, которые могут возникнуть в этой связи у местного населения. В частности, городские власти обязаны либо полностью признать юридическую преемственность всех ранее оформленных документов на право земельной собственности, либо провести перерегистрацию за собственный счет.
Однако в любом случае окончательное решение на этот счет могут вынести только судебные инстанции. А для дачника подавать иски в суд, оплачивать услуги опытных юристов (без помощи которых перспектив в подобной тяжбе попросту нет) - это, увы, не выход.