Бесполезная дюжина

Дальше эта девочка пойдет в школу и отучится двенадцать лет. Целые двенадцать! И я не понимаю, не понимаю, не понимаю категорически, зачем нашим школьникам, бывшим когда-то «впереди планеты всей», тратить на среднее образование еще целых два года.

Во-первых, за эти два года – с 17 до 19 лет – сразу после выпускного десятого класса мальчики успевали сходить в армию, а девочки – повыходить замуж и родить первенцев. И если с мальчиками вопрос еще можно будет отодвинуть на пару лет, то вот с девочками законов биологии никто не отменит. Первыми, кем ознаменуется двенадцатилетка – это молодыми мамами-выпускницами.

Второе. Помните, когда-то было верхом интеллектуального престижа закончить школу экстерном, чтобы в 21 год начать полноценную карьеру? Потому что люди ценили время. Вернее, количество усилий, затраченное на единицу времени.

Но ведь и остальные – простые отличники, ударники, троечники - не ударяли в грязь лицом. Обычный выпускник средней советской школы через тридцать лет после 10-го класса мог сказать среди ночи, спросонья, где находятся Ливия, Ливан и Боливия, и как называются их столицы, делал правильное ударение в слове «октаэдр» и знал девичью фамилию Арины Родионовны. И ему, кстати, совершенно, совершенно не нужно было уточнять для ответа, кто такая эта Арина Родионовна. И ведь успели за 10 классов. И укладывались, кстати, всего в 6 уроков в день. Это третье.

Конечно, раньше вода была мокрее и сахар был слаще. Так было и будет всегда – предыдущее поколение будет ругать нынешнее. Но ведь факты! Сегодня то одна газета, то другая периодически приводят результаты мониторинга знаний нынешних старшеклассников. Лучше в эти чудовищные ответы не заглядывать. То у них Пушкин воевал в Великой Отечественной войне, то Казахстан в этой войне победил Америку, то еще какая-нибудь нелепица на грани с кощунством. И авторы этих ответов уже проучились лишний год – по сравнению со знающими про октаэдр. Но уроков у них в день уже было не 6, а 7, и даже 8, и учились они совершенно невиданным ранее точнейшим наукам, растолковать названия которых порой не в силах и сами учителя.

Впрочем, в вузах ведь не лучше. Однажды на абсолютно гуманитарном факультете одного из лучших государственных вузов страны я нашла цитату средневекового восточного мудреца аль-Фараби. В сердце гуманитарного корпуса взору лингвистов, литературоведов, переводчиков (!), историков и журналистов предстала надпись крупными буквами:

«В искусстве письма человек обретает совершенство в этом искусстве, чем дольше он этим занимается, тем сильнее и совершеннее становится он в этом искусстве».

Средневековый старец наверняка на том свете сгибался пополам от хохота, рвал на себе волосы от негодования и укоризненно грозил пальцем потомкам одновременно. А я спрашивала себя: ну почему, почему все так плохо, и куда от этого безобразия деться? Неужели нас подавят количеством только лишь потому, что качество оставляет желать лучшего?

Нет ответа на этот вопрос сегодня, кроме одного: помоги себе сам. Как хочешь, так и выкручивайся. Бери на себя выбор преподавателей за отдельную плату и спокойно получай всестороннее полноценное образование. Только будь добр, успевай сочетать эти сверхурочные с 8 уроками в день в течение 12 лет. И не сойди с ума ко дню получения официального аттестата зрелости.