Корреспондент Caravan.kz изучила рекомендации ООН по переписи населения, жилищного фонда и фермерских строений, экономист Марат Абдурахманов их прокомментировал.
Сегодня куры, кролики и даже перепелки на личных подсобных и дачных участках - обычное явление. Люди не хотят отказываться от экологически чистых, собственными руками выращенных продуктов питания. Но скоро все это пернатое и хвостатое население пересчитают, а заодно проверят, в каких условиях живут их хозяева.
Сельскохозяйственная перепись пройдет с 1 августа по 20 октября 2025 года. Под учет попадут все сельхозпредприятия, крестьянские, фермерские, личные подсобные хозяйства в городах и селах, а также садоводческие и дачные кооперативы. Репетицией полной переписи станут пилотные исследования, которые проведут уже в 2024 году. Важно то, что посчитают не только всех коров и кур с петухами, но и хозпостройки. Под вопросом могут оказаться даже уличные туалеты.
Все эти сведения будут собирать в соответствии с рекомендациями ООН для получения статистической информации о состоянии жилищного фонда и параллельно аграрного сектора. Это крупнейший в истории проект переписи, согласованный на международном уровне.
По договоренности все страны должны сделать полный учет всех своих жителей, а также домов, в которых они живут, и сельхозпродуктов, которые они производят.
Перепись важна для разработки и мониторинга национальной и международной политики, и она закреплена как в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, так и в резолюции ООН, в которой содержится настоятельный призыв ко всем странам провести перепись населения в период с 2015 по 2024 год.
В 2017 году ООН разработала «Принципы и рекомендации в отношении переписей населения и жилищного фонда». Согласно этому документу вопросы будут задавать самые разные: какого типа ваши жилые помещения, сколько в них комнат, спален, какая система водоснабжения применяется, какое топливо используется для приготовления пищи? И, внимание - какого типа у вас туалет?! Например, пользуются ли вашим клозетом жильцы других помещений, смывной он или нет, с выгребной ямой или без? А может, вы вместо туалета используете ведро? Такое тоже бывает. Вопросы могут касаться даже расположения. К слову, если туалет уличный, то по принятым в Казахстане санитарным нормам и правилам расстояние от него до окон жилого дома должно быть не менее 20 м.
В документе ООН указано, что для сбора данных исследователи могут использовать Интернет и электронные устройства. Так что не пугайтесь, если над вашим уличным туалетом пролетит беспилотник. При этом, по рекомендации ООН, должна сохраняться конфиденциальность персональной информации о каждом человеке.
Зададут вопросы и по фермерским строениям. В поле зрения попадут загоны для скота, курятники и крольчатники.
Следует отметить, что по казахстанским СНиПам расстояние от жилых домов до сараев для скота и птицы должно быть не менее 15 м, других отдельно стоящих хозяйственных построек - не менее 12 метров. Если на участке в четыре-шесть соток есть капитальное добротное строение, то разместить рядом курятник по всем правилам практически невозможно.
Почему объединяют жилищную и сельскохозяйственную перепись? Все очень просто: в развивающихся странах люди, как правило, живут в том месте, где разводят скот и поливают огороды. И все члены семьи, включая детей, заняты сельскохозяйственной деятельностью. К тому же объединение двух переписей в одну снижает затраты по сбору всех этих данных.
Кроме того, такая перепись поможет понять, производит ли что-то население, проживающее на земле. К сожалению, такой продукции становится все меньше, молодёжь предпочитает ехать в города, возится с картошкой и курами не хочет, а сельское население стареет. Индекс физического объема продукции сельского хозяйства, произведенного в подворьях, падает (в 2021 году – 101,6, в 2022 – 99,2). И что покажет сбор статистической информации, можно предсказать.
Разница в 20 процентов: почему в Казахстане не могут точно посчитать, сколько в стране скота
Для сельскохозяйственной переписи уже создана специальная комиссия, в которую вошли заместитель премьер-министра, руководитель бюро национальной статистики, директор департамента статистики сельского хозяйства и национальных переписей, первый вице-министр национальной экономики, первый вице-министр экологии и природных ресурсов, вице-министр сельского хозяйства, вице-министр культуры и информации, вице-министр труда и социальной защиты населения, вице-министр водных ресурсов и ирригации, заместитель министра внутренних дел, вице-министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности, а также все заместители акимов городов и областей нашей республики. По ожиданиям властей, по итогам переписи удастся получить «полную и объективную картину состояния сельского хозяйства» в Казахстане.
Но, по мнению экономиста Марата Абдурахманова, для того, чтобы поднять сельское хозяйство, одной переписи недостаточно, нужны будут конкретные предложения по решению выявленных проблем. Ну, объявит комиссия результаты, мол, посчитали и прослезились. А дальше что?
«В рекомендациях ООН не указано, каким образом будут решать выявленные в ходе переписи проблемы, как будут оценивать законодательство, вносить поправки. Например, если страна занимает большую территорию, нередко применяется общественное право собственности на землю, что позволяет эффективно использовать площади, не вовлеченные в экономический оборот. Второй механизм - это налогообложение сельскохозяйственного производства. На мой взгляд, оно должно быть привязано к конечному результату. Третье решение может быть связано с государственным субсидированием сельского хозяйства. Государственное субсидирование может быть прямым и косвенным, и, если опираться на зарубежный опыт, имеет несколько уровней и механизмов, банковский - это последний. Первый уровень - это система контрактного фермерства, когда готовую продукцию выкупают до её выращивания. Туда входят по цепочке производители, склады и оптовики. Второй уровень - это квоты по безналоговому производству для сельхозтоваропроизводителей. Третий уровень - это государственное участие через поставки семян, воды, строительство инфраструктуры. Четвёртый уровень - это выделение средств из бюджета на программы банковского кредитования. Без первых трех уровней четвертый невозможен в принципе, поскольку залоги без инфраструктуры ничего не стоят. Сейчас первых трех уровней государственного субсидирования просто нет. Поэтому их нужно разработать и предложить для широкого обсуждения», - прокомментировал Марат Абдурахманов.
По его мнению, для решения проблем регуляторами должны быть созданы соответствующие акты. Нормы права о сельскохозяйственном производстве должны быть разработаны Нацбанком и АРРФР, где контрактное фермерство должно быть прописано как отдельный вид правоотношений с участием государства в качестве гаранта исполнения сторонами своих обязательств. АРРФР также может составить нормативно-правовой акт о порядке кредитования сельского хозяйства, предельных ставках и страховании рисков. Минсельхоз должен разработать нормы права по обеспечению водой сельхозпроизводителей за счёт госпрограмм с установлением квот по каждому товаропроизводителю. В Налоговый кодекс следует ввести пункт о налогообложении доходов сельхозпроизводителей только в случае превышения доходов над расходами с учётом инфляции в пределах отраслевой нормы рентабельности. Налог на землю сельскохозяйственного назначения следует сделать, исходя из минимальной рентабельности участка, то есть с учётом балла бонитета, рассчитываемого ежегодно уполномоченным органом с правом зачёта этого налога при налогообложении доходов.
Экономист уверен, что только так можно изменить состояние сельского хозяйства в Казахстане. Иначе пересчет хозпостроек, туалетов и фермеров по головам не имеет смысла.