Бес “костылей”: государство начало реагировать на проблемы инвалидов

Бывший борец Руслан КОПЕЙ не любит вспоминать ту аварию 10-летней давности. Сейчас работает массажистом. Друзья-спортсмены и бывший тренер подсказали, где и как получить новую профессию. По словам Руслана, осваивать ее он пробовал еще до того ДТП: “Так, просто для себя. А когда перестал видеть, понял, что это единственный путь. Прошел курсы, потому что не хотел сидеть дома и жить на пособие”.

Пару недель назад министр труда и социальной защиты населения Биржан НУРЫМБЕТОВ сообщил на коллегии ведомства, что там начали разрабатывать “Атлас профессий с рекомендациями по трудоустройству лиц с ограниченными возможностями”. То есть в нем не просто будут данные, в каком регионе и сколько инвалидов проживает. Но еще и данные об их возможностях оказывать услуги и производить определенные товары.

Идея отличная. Но для работодателей – удар по мозгам и карману.

Шаги навстречу

Во-первых, Биржан Бидайбекович заявил, что “предлагается ввести норму по ограничению участия в госзакупках для крупных и средних компаний, не выполняющих квоту по трудоустройству лиц с инвалидностью. Во-вторых, “по опыту Японии и Германии рассматриваем механизм введения оплаты компенсации в специальный фонд – вместо квоты по трудоустройству”. В-третьих, “в рамках госпрограммы “Енбек” на бизнес-инициативы лиц с инвалидностью будут направлены инструменты микрокредитования и предоставления грантов”.

Справка “КАРАВАНА”

На 1 января 2020 года в Казахстане насчитывалось более 695 тысяч граждан с ограниченными возможностями. Около 425 тысяч из них считаются трудоспособными.

– Давно пора было принять такие меры, – социопсихолог Алтай АБЫЛГАЗИН, уже несколько лет работающий с инвалидами, не скрывает удовлетворения. – И причин тому много. Да, уже почти год люди с ограниченными возможностями могут найти работу через электронную биржу труда. Но ключевое слово здесь – “могут”. Чаще всего это разовые и очень небольшие заказы. И расценки там низкие. Я смотрел статистику за последние пять лет: количество заказов по мебели, например, упало почти на треть. Было на миллиард с чем-то, сейчас чуть больше 600 миллионов тенге. По “швейке” чуть выросло, но незначительно. Услуги, в том числе юридические, нотариальные и бухгалтерские, начали снижаться.

– С чем вы все это связываете?

– Мало заказов от государства. Объемы невелики. Даже для более-менее проверенных цехов, где трудятся инвалиды. Кстати, я не понимаю, почему в благоустройстве и озеленении их так мало занято? В Алматы на этом “фронте” здоровые мужики 35–55 лет улицы метут сегодня. И не с городской пропиской.

– Но заказы можно найти и через сайты сообществ людей с ограниченными возможностями?

– Здесь тоже ключевое слово – “можно”. Поэтому я согласен с предложением министра Нурымбетова: если не принимаешь на работу инвалидов – то и не участвуешь в госзакупках. И еще будь добр отчислять определенный процент от прибыли в специальный фонд.

Услышать и увидеть

– Между прочим, не все граждане с физиологическими нарушениями готовы трудиться в коллективе с себе подобными. Многих психологически угнетает такое соседство. Им проще работать на дому, удаленно. Особенно тем, кто занимается ремонтом обуви, часов, телевизоров, компьютеров, другой бытовой техники, что-то шьет.

Одна женщина с нарушением слуха пыталась устроиться по объявлениям в швейные цеха – обычные предприятия МСБ. В одном ей руководство отказало. В другом – с ней отказались работать будущие коллеги, у которых со слухом всё в порядке. В третьем все-таки предложили работать. Но только на дому.

Даже технику предоставили. Я не раз консультировал предприятия среднего и крупного бизнеса, как строить отношения с инвалидами. Некоторым работодателям много чего в голове пришлось переключить. Они не понимали, как работать с теми, кто не видит, не слышит, не ходит…

– Зато теперь появился стимул: принял их на работу – можешь получить субсидии!

– Да, я знаю об этом приказе министра труда. Работодателям компенсируют затраты на покупку, монтаж и установку оборудования для специальных рабочих мест. Но этот бонус только для тех, кто создает постоянные, а не временные рабочие места. При этом их количество должно превышать 2 процента от штата. Понятно, что если в коллективе трудится “особенный” человек, это создает в нем определенную атмосферу.

Слова и дела

– Вообще-то, инвалиды не любят жаловаться, не педалируют свои физические нарушения. (Абылгазин выдерживает паузу.). Но это же бросается в глаза окружающим. Поэтому и с ними нам, психологам, надо чаще работать. Особенное обслуживание: как врач в столице открыл кафе с глухонемым персоналом

Справка “КАРАВАНА”

Из 425 тысяч трудоспособных инвалидов в Казахстане сегодня заняты только 106,5 тысячи.

По словам г-на Абылгазина, до сих пор женщин с физическими проблемами берут на работу меньше, чем мужчин:

– Не могу понять, это какая-то гендерная зависимость, что ли? Они же и план, и качество запросто дают. Кстати, “КАРАВАН” не раз писал о проблемах людей с ограниченными возможностями. Кажется, в Нур-Султане в конце прошлого года один предприниматель открыл кафе, в котором трудятся граждане с нарушениями слуха. Что мешает другим поступить также? Но сейчас я хочу сказать о другом. О том, что выглядит еще страшнее. Когда только начал консультировать работодателей и общества инвалидов, меня потрясло количество мошенников в этой сфере! “Разводки” по коляскам, по протезам, по лекарствам и гигиеническим средствам, по якобы лечению по квотам – это всё в Интернете всплывает каждый день.

Сайты знакомств для “особенных” – это вообще за пределами добра и зла. Какие-то негодяи “предлогают” – именно так, с ошибкой, через “о” написано – вложить утром 2 000 тенге в какую-то пирамиду, а вечером получить 16 тысяч!

Я считаю, что надо максимально ужесточить Административный и Уголовный кодексы за обман инвалидов. За такое издевательство над людьми надо наказывать по полной программе.

– Алтай, вы знаете, что этот год объявлен в Казахстане Годом волонтера?

– Вот им поле, чтобы проявить себя на деле, а не на словах.

– Но вы же лично помогаете только словами?

– Иногда слова стоят дороже денег.

Жандарбек АКТОТАЕВ, АЛМАТЫ