Пока продукция полей и ферм дойдет до прилавка, разница между оптовой и розничной ценой может вырасти от 70 до 250 процентов. Я не раз распутывал цепочки посредников. Именно они дают накрутку. И очень часто (хмыкает) это либо близкие родственники, либо старые друзья по школе и вузу.
Фонды есть – стабильности нет
В войне с удорожанием еды, по мнению г-на Калимуллина, у правительства было много средств: “Но почему-то или системы вооружений оказывались устаревшими, или патроны отсыревшими, или методы против посредников недоделанными, или идеи недодуманными”.
– Например?
– Я, как рыночник, не могу понять, как государство может устанавливать предельные цены? Если для предприятий торговли, то у них свои посредники и дистрибьюторы. Тут другие механизмы и законы нужно включать – превентивные и понятные. И производителям, и потребителям. В правительстве уже лет 10–12 говорят, что мониторят цены, что обеспечат жесткий контроль за ними, что стабилизационные фонды в регионах позволят сохранить цену на социально значимые продукты питания. А толку от этого мониторинга? Ну глянул в окно – снег идет. Или солнце жарит. Зафиксировал. И какие меры тут предпринимать? Или нет методов против Кости Сапрыкина?
– В сентябре министр торговли Бахыт Султанов сказал, что в среднем продукты питания в этом году подорожали на 4,4 процента.
– Это министр сказал. У чека в магазине язык все равно длиннее. Если забыли, то напомню. В июле на заседании правительства Президент ТОКАЕВ сказал, что индекс роста цен на продукты питания в Казахстане превысил индекс инфляции в 1,6 раза. Думаете, ситуация лучше стала? Год назад Касым-Жомарт Кемелевич, минуточку (шуршит бумагами)… Вот, нашел. Он заявил, что местные исполнительные органы в разных регионах допустили рост цен по некоторым позициям до 47 процентов. Хотя у всех стабилизационные фонды были забиты под завязку.
– Потому что боялись прогадать?
– И это уже не первый раз! А 15–25 процентов продуктов в стабилизационных фондах просто сгнивало. Принять решение об интервенции тех же картошки, лука или капусты на рынок – это же риск. А вдруг цена останется прежней? Хотя это уже из области фантастики…
Справка “КАРАВАНА”
Инвестиции в производство продуктов питания в РК за 8 месяцев текущего года составили 54,7 миллиарда тенге. Разрабатывается национальный проект по развитию агропромышленного комплекса до 2026 года, который предусматривает насыщение внутреннего рынка продуктами питания и меры на стимулирование отечественных сельхозпроизводителей.
Весной министр торговли Бахыт СУЛТАНОВ заявил, что к концу года в Алматинской, Жамбылской и Туркестанской областях построят 5 оптово-распределительных центров (ОРЦ). А еще через пару лет – 24 таких продуктово-логистических хаба по всей стране. Производители еды будут поставлять туда свою продукцию по фиксированным ценам ежемесячно. А торговые сети выкупать ее в нужных объемах и в заранее оговоренные сроки. Никаких посредников, “белая” бухгалтерия! По словам Бахыта Турлыхановича, этот проект позволит снизить цены на еду на 25 процентов. Но пока – тишина… Есть “грабеж лиц по предварительному сговору”?
По мнению Максима Калимуллина, рынок продовольствия в Казахстане давно поделили между собой “едовые кланы”.
– Если я не ошибаюсь, то каждый такой ОРЦ на условиях государственно-частного партнерства обойдется заинтересованным сторонам почти в 10 миллиардов тенге. Когда начнется окупаемость – тоже вопрос. В странах Европы эта схема успешно работает уже много лет. Она убрала всех посредников, наладила открытое ценообразование, сгладила его сезонность, создала систему прогнозирования спроса и предложения. И, наконец (Калимуллин опять листает какие-то документы), такая кооперация властей и производителей продуктов питания – сильный фактор для поддержания социальной стабильности. Если у нас затянут с созданием ОРЦ, то мы знаем, с кого спрашивать. Понятно, что инфекция, что карантины и ограничения для сельхозпроизводителей. Но идея по этим центрам отличная…
Про “стук” и круговорот еды в торговле
В конце октября министр торговли Султанов предложил свою схему контроля цен на социально значимые продукты. В системе dosmart.kz любой пользователь теперь может пожаловаться на высокую цену товара (средняя по стране известна). Если фото чека показывает беспредел от торговой точки, то заявителю могут зачислить кешбэк до 500 тенге за каждое такое сообщение. Кто кого раньше съест: цены чиновников или они их
– Вы это серьезно? Где министр столько денег найдет на каждый “стук”? – Калимуллин еле сдерживает смех. – Половина населения страны напишет ему, что килограмм гречки с начала года подорожал до 800 тенге. Мука – на 24 процента. Овощи-фрукты даже в сезон дешевели еле-еле.
– Бахыт Турлыханович полагает, что контрольно-кассовые машинки позволят отслеживать цены в режиме онлайн.
– А на рынках-базарах кто вам чеки даст? Апашка с пучками зелени?
– А еще г-н Султанов предложил создать единый национальный каталог товаров и продуктов. И отслеживание цен на определенные продукты в реальном времени по электронным коммерческим площадкам.
– Это в каком году случится? Кто на этих площадках пропишется? Какую выгоду они дадут производителям и торговцам? Это же надо как-то в законах прописать? Нерыночные меры по регулированию цен позитивного результата не дали. В июле на заседании правительства сказали, что для обеспечения продовольственной безопасности страны выделят дополнительно 32 миллиарда тенге. Вы знаете, куда они ушли?
– Президент Токаев в своем Послании поручил правительству обеспечить полноценную загрузку сырьем перерабатывающих предприятий. И было поручение премьер-министра Мамина об их господдержке “по всей цепочке – от сырья до экспорта”. Там и про логистику, и про хранение.
– А про цены для бабушек, студентов, учителей в правительстве забыли? Во время карантина некоторые перерабатывающие предприятия у нас или простаивали, или работали на половину своих мощностей. Потому что отдельным производителям выгоднее было гнать сырье на экспорт. Как недавно коров и баранов в Узбекистан – вместо того чтобы поставлять туда говядину и баранину.
Разве это не похоже на слаженные действия группы лиц по предварительному сговору? Если верить официальной информации, инвестиции в сельское хозяйство Казахстана выросли на 25 процентов в этом году. Ну и почему еда не стала дешевле? Ау?.. Помните шутку времен перестройки: “Народ и партия – едины. Но только разное едим мы”?
– Конечно, помню.
– Приведу один пример. Пару лет назад был в Голландии и Германии. Обратил внимание: большие сетевые супермаркеты пооткрывали небольшие филиалы на окраинах городов. В этих магазинах торгуют предпросрочкой со скидками – для бедных и нищих. С одной стороны, нет проблем, куда девать еду, у которой завтра истекает срок годности. Устраивать акции со скидками? Зачем им эта головная боль с ажиотажем, столпотворением граждан, длинными очередями у касс? К тому же покупатель будет брать то, что дешевле. А полки с нормальным товаром по обычной цене обойдет десятой дорогой. С другой – супермаркетам не надо тратиться на утилизацию просрочки. Наконец, еще один бонус: сетевики выполняют социальную функцию, подкармливают убогих, сирых, пенсионеров, бездомных и безработных. Хотя и вполне благополучный средний класс не брезгует отовариваться в таких филиалах. Так что свой контингент они уже наработали.
Справка “КАРАВАНА”
В Послании народу Казахстана Президент Токаев поручил правительству до конца текущего года разработать регуляторные механизмы, обеспечивающие полноценную загрузку сырьем казахстанские обрабатывающие производства. До конца осталось полтора месяца.
– Я читал, что недавно и в России несколько сетей пошли таким же путем.
– Возможно, когда-нибудь и в Казахстане появится нечто похожее. Люди, особенно в этом коронавирусном году, стараются покупать дешевые и не самые полезные продукты. В свою очередь, это сказывается на здоровье. А это затраты на лечение. Так что экономия экономии рознь.
– В начале ноября Продовольственная организация ООН сообщила, что из-за пандемии и роста безработицы число голодающих на планете превысит 130 миллионов человек. Это плюс к тем почти 700 миллионам, которые уже столкнулись с нехваткой продовольствия.
– Это касается в основном стран Африки, Ближнего Востока, отчасти наших соседей – Кыргызстана и Таджикистана. Впрочем, ФАО каждый год запускает такие пугалки. На самом деле в мире производят достаточно продуктов питания, чтобы накормить всю планету. Всё упирается в несовершенство международной политики, логистики, огромное количество портящейся еды, односторонние ограничения в мировой торговле продовольствием. Ну и разные кризисы не забудьте. А Казахстану голод не грозит. Забудьте эти страхи. Они не про нас.
Алматы