Правоохранительные органы обратили на это внимание только в конце прошлого года, после смены руководства области. Но сами факты исчезновения финансовых средств выявили, а вот того, кто дергал за веревочки и наживался на ограблении области, никак не найдут.
В ноябре, к примеру, обнаружили, что еще пять лет назад отдел строительства перечислил 300 миллионов тенге на возведение 16-этажного дома учредителю астанинского ТОО "Астана-проект" некоей Бельдебаевой, "кинувшей" к тому времени полторы тысячи дольщиков в столице. Павлодарскую стройку дамочка тоже забросила, а 170 миллионов тенге из выплаченных ей 300 - бесследно исчезли.
Учредитель другой строительной фирмы "Амира - ПВ" Наталья Диденко, основавшая в начале века 9 лжефирм, через которые обналичивала миллиардные суммы, в 2003 году, несмотря на заведенное на нее уголовное дело "выгребла" из павлодарского бюджета на строительство десятиэтажки по госпрограмме 125 миллионов тенге. С половиной из которых скрылась в Болгарии.
Жабай Нуркенов, директор ТОО "Дейкар", на строительство девятиэтажки получил из бюджета 228,5 миллиона тенге, возвел дом на две трети и бросил, зато успешно выиграл еще два строительных тендера, в том числе - на возведение школы по президентской программе.
В декабре было возбуждено уголовное дело в отношении начальника отдела строительства г. Павлодара Марата Зейноллина, подписи которого стоят на распоряжениях о выделении денег за невыполненное строительство.
- Конечно, нужно выяснять - кто стоял за Зейноллиным, - сказал тогда начальник финансовой полиции Данияр Тастанов. - И то, как вообще попали на наши тендеры фирмы с такой репутацией.
Больше месяца назад в прокуратуре сообщили о задержании директора государственного коммунального предприятия "Ертыс ырысы" Ертая Шотпаева, который куда-то задевал 130 миллионов тенге, выделенные ему городским акиматом еще в 2007 году для закупа спецтехники. На днях выяснилось - Шотпаев, вопреки договору лизинга, еще не забрав технику, заплатил за нее частнику втридорога, после чего вместо 13 машин "Ертыс ырысы" получил только 7, причем совершенно не тех, которые заказывал.
- Приобретенные машины оказались с более низкими техническими характеристиками, - пояснил Данияр Тастанов. - Например, вместо грузового КамАЗа была поставлена автомашина МАЗ, а вместо спецтехники на базе того же КамАЗа - более дешевый ГАЗ-53. Почему специалисты не углядели подмены в процессе приемки, остается непонятным.
Кроме того, даже те семь единиц уборочной техники, которые попали в гаражи "Горкомхоза", так и продолжают числиться в собственности поставщика, и до сих пор не приняты на баланс города.
А пока правоохранительные органы расследуют, куда делись выделенные на покупку уборочной техники средства, коммунальщики вынуждены брать эти машины в аренду - чистить павлодарские улицы сейчас помогают пять автомобилей, которые на время привезли из Астаны.
- То, что это дело было провернуто с участием группы лиц, вне всяких сомнений, - подчеркнул глава финансовой полиции. - Наша задача в ходе расследования уголовного дела установить причастность других должностных лиц, в том числе руководителей местных исполнительных органов.
На днях в павлодарском горсуде к полутора годам приговорен экс-начальник горотдела земельных отношений Нуржан Метенов за то, что в ущерб законных интересов одних граждан, раздавал земли другим, более "нужным". К примеру, сестре замакима города. Эта история три года назад получила громкую огласку - владельцы киосков, расположенных в центре Павлодара по ул. Торайгырова, собрали прессу и открыто заявили, что захватом земли, на которой стоят их киоски, занимаются племянник акима области и начальник трамвайного управления Алмаз Олжагулов, которые не раз приезжали к ним с угрозами. После того, как цветочников выгнали, а землю отдали в собственность сестре Олжагулова, последний был сразу назначен замакима Павлодара. Решение о предоставлении земельных участков принималось тогда акиматом города, однако Метенов пошел под суд в гордом одиночестве.
- Зейноллин на допросах взял всю вину на себя, и заставить его сказать правду нет никакой возможности, - разводят сегодня руками в финполе.
- Шотпаев заявил, что ему никто никаких указаний, ни письменных, ни устных по перечислению этих денег не давал. Данный обвиняемый считает, что виноват один. Ну что же, это его законное право, - заявил на последней пресс-конференции прокурор Исаев. - Финансовые полицейские провели большую работу по всем трем делам, и не смогли найти ни письменных, ни устных доказательств причастности к преступлениям других лиц. Хотя лично я считаю, что чиновник среднего звена самостоятельно принять решение о незаконном выделении сотен миллионов тенге из бюджета не мог.
- А аким города Бакир Демеуов по своему служебному положению мог не знать о том, что из бюджета выделяются крупные суммы? - поинтересовались журналисты.
- Знать - это одно, а быть виноватым - это совершенно другое, - заверил прокурор. - Я не могу позволить ни себе, ни органам уголовного преследования принимать процессуальные решения в отношении того или иного лица лишь на основании своих догадок. Тогда я больше чем уверен, что через месяц вы меня "размажете по стенке". Напишете большую статью, мол, прокурор области Исаев, который обязан стоять на страже законных интересов и прав граждан нашей страны, без достаточных доказательств привлек должностное лицо к уголовной ответственности.
- Финансовые полицейские только прикидываются беспомощными мальчиками, не способными без показаний одного чиновника распутать целое коррупционное дело, - считает по этому поводу первый секретарь павлодарского обкома коммунистической народной партии Геннадий Осипов. - На самом деле у них просто нет на это команды сверху.
Фото с сайта http://www.mk.ru