Берегите внутренние органы: проблемы трупного донорства обсудили ведущие трансплантологи Казахстана

Регион был выбран не случайно: он по праву считается одним из передовых в стране: операции по пересадке жизненно важных органов тут проводят с 2014 года. За несколько лет на базе Актюбинского медицинского кластера провели 38 операций по пересадке донорской почки и 12 – печени. Врачи с золотыми руками готовы бы делать и больше, но не хватает органов.

Проблема в том, что далеко не каждый человек, даже родственник, совместим по показателям с больным. В качестве альтернативы используют трупное донорство. Казалось бы, метод неновый, практикуется во всем мире, но у нас, по всей видимости, менталитет еще не тот.

Изъяли почки... без разрешения

Летом 2017 года родственники 22-летнего Серикболсына Кошербая обратились с иском в суд. Их сын получил в драке серьезную травму головы. После смерти врачи изъяли у него обе почки. Когда об этом узнали родные, органы уже успели пересадить двум женщинам. Операции прошли успешно, но благое дело переросло в скандал. Близких донора возмутило, что врачи не удосужились спросить у них разрешения на изъятие и трансплантацию органов сына. Специалисты посчитали себя правыми: они воспользовались презумпцией согласия, при жизни парень не отказался от донорства органов после смерти, значит, закон позволяет изъять его органы и пересадить нуждающимся.

Резонансное дело в суде завершилось примирением, но без последствий не обошлось: количество трансплантаций органов с использованием умершего донора в регионе сократилось до минимума. По данным республиканского центра трансплантации, в этом году родственники лишь одного человека дали добро на изъятие органов после его смерти. Эксперт из Кыргызстана об изъятии человеческих органов в Актобе: В нашей стране реакция была бы очень сильной

Чтобы решить эту проблему, в регионе ведут разъяснительную работу, однако ситуация не меняется. Главный врач области Асет КАЛИЕВ первым в Актобе разрешил изъять органы после своей смерти, однако и это не повлияло на общую картину.

“При жизни человек может как согласиться, так и отказаться от донорства. Имеется приказ МЗ № 360 от 18 мая 2015 года, утвержденная форма заявления, в поликлиниках должен быть журнал. После подачи заявления донора проверяют по базе на наличие каких-либо заболеваний, выдают ему справку и вводят в регистр доноров”, – объясняет руководитель управления здравоохранения.

В режиме ожидания

Директор Республиканского центра по координации трансплантации и высокотехнологичных медицинских услуг Жаксылык ДОСКАЛИЕВ также бьет тревогу: число операций по трансплантации органов с использованием в качестве донора умершего в Казахстане продолжает снижаться. В этом году проведено всего девять таких операций. В прошлом их было 24. Между тем 2 250 казахстанцев живут в ожидании донорских почек, почти 450 – нуждаются в пересадке печени, еще 150 – сердца, 10 – надеются на замену легких.

“Многие так и не дожидаются донорского органа, но вместо них прибывают другие”, – утверждает Доскалиев.

Только в Актюбинской области 137 человек нуждаются в пересадке почек, 37 – трансплантации печени.

Инфекция не помеха?

Кроме отрицательного отношения людей к трансплантации имеется еще одна проблема. У 70 процентов доноров находят различные инфекции и хронические патологии. А такие органы не могут быть использованы для трансплантации. Казахстанцы рассказали жуткие истории, почему они вынуждены продавать свои органы на черном рынке

“Инфицированность населения вирусным гепатитом В, С, сифилисом, туберкулезом достаточно высока. Хотя, согласно международной практике, при гепатите В и С органы можно пересадить пациенту с таким же диагнозом. То же самое касается сифилиса”, – говорит Жаксылык Доскалиев.

Трансплантологи считают, что уже с 2019 года в Кодекс “О здоровье народа и системе здравоохранения” необходимо внести поправки, которые разрешат пересаживать органы человека с инфекцией.

АКТОБЕ