– Приказом министра нефти и газа РК У. Карабалина от 1 ноября 2013 года № 201 отменено действие приказа МНГ РК от 21 мая 2013 года № 87 “Об утверждении графика поставок нефтепродуктов с определением объемов, сроков поставок и поставщиков”.
Таким образом, снято ограничение импорта российского автобензина по железной дороге в Казахстан, введенное в мае 2013 года, говорится в сообщении пресс-службы министерства.
Весной поводом для запрета на поставки российского топлива стал ввоз большого объема топлива низкого качества. Российские компании залили Казахстан недорогим топливом стандарта Евро-3, так как не могли продать его у себя: Россия временно перешла на стандарт Евро-5.
Другой причиной стало затоваривание НПЗ нераспроданным бензином собственного производства: российские и китайские ГСМ, к сожалению, несравненно лучше наших, казахстанских.
В мае же правительство определило три компании-оператора, которые могут завозить ГСМ из России в будущем. Естественно, один из трех операторов – это нацкомпания “Казмунайгаз”, которая владеет полностью или частично всеми тремя отечественными НПЗ.
В конце сентября запасы НПЗ пошли наконец на убыль. Да так споро, что собственного бензина стране снова стало не хватать. Тогда же представители отрасли заговорили о новом бензиновом коллапсе: мол, мелким продавцам бензин по квотам не дают, а крупные сети снова могут вернуться к продажам по талонам.
Выход тогда в министерстве нашли оригинальный: поднять цены! Как известно, при росте цен на товар уменьшается спрос на него. Таким образом, крупнейшие оптовые компании снова смогли получить прибыль, при этом как бы заботясь о состоянии рынка.
Исходя из информации министерства, накопленные запасы топлива уже иссякли, и снова понадобилась подпитка из России. Пока рынок будет насыщаться – сохранится и цена на топливо. Потом, как предполагается, правительство снова снизит цену, говоря о заботе о населении. Возможно, это произойдет в январе – феврале 2014 года.