Результат оказался ожидаемым: на большинстве из них выявлены несоответствия продаваемого горючего по октановому числу. Вывод - бензин безбожно "бодяжат", обманывая потребителя.
Сегодня в Алматы работают около 180 стационарных автозаправочных станций. Экономический ущерб от такой фальсификации достигает десятков миллионов тенге в день. И, кажется, никого это особенно не волнует.
Один мой знакомый недавно купил машину. Дорогую, новенькую "японку", прямо из автосалона. Если учесть, что деньги на эту долгожданную покупку он копил целый год, то можно представить, с какими заботой и пиететом он относился к своему приобретению. Моет, трет, чистит, как любимую кошку и даже больше. Окруженная вниманием, сверкающая "японка" отвечала своему хозяину отличной работой. До поры до времени. Однажды удивленный хозяин заметил, что мотор его красавицы стал работать как-то по иному, неритмично, как будто, как это говорят водители - "детонировать". Встревоженный хозяин побежал сразу в авторизованную мастерскую - машина-то новенькая, на гарантийном обслуживании. Там проверили все узлы и агрегаты - и, как и ожидалось, никаких заводских дефектов не нашли. "Вы где заправлялись?" - спросили его. И услышав, как в ходе одной из загородных поездок ему пришлось залить полный бак бензина на какой-то деревенской заправке, понимающе кивнули: "На г…. "Тойота", не работает, дорогой!"
Классический образ нелепого и смешного зека Василия Алибабаевича из старого советского фильма "Джентльмены удачи", попавшего в тюрьму за то, что он на своей бензоколонке разбавлял бензин ослиной мочой, ничего, кроме доброго смеха, вызывать не может. Сатирически заостренная проблема, тем не менее, за прошедшие сорок лет со времени выхода комедии на экран, не потеряла своей актуальности. И сегодня качество бензина часто вызывает нарекания. И сегодня действуют немало махинаторов, которые фальсифицируют эту "кровь машин", идя по неверному пути Василия Алибабаевича. Бедный, наивный Вася! Если бы он мог представить сегодняшний автомобильный "потоп", заполонивший наши города, то для реализации своего "ноу хау" ему бы пришлось сегодня держать возле своей бензоколонки стадо ослов голов этак в пятьсот…
Но нынешние умельцы вооружены всеми новейшими достижениями науки и техники, поэтому им незачем переквалифицироваться в пастухов. Сейчас фальсификация бензина идет на таком высоком уровне, что порой даже эксперты ставятся в тупик: что же все-таки в этой субстанции намешано?
Сегодня на казахстанских автозаправках продается бензин, произведенный в Казахстане, России и Китае. Но если отечественный и российский бензин чаще всего соответствуют своему названию и маркировке - на их заводах действуют свои строгие ОТК, то продукция китайских НПЗ может удовлетворять только двигатели самых непритязательных моторов.
По данным экспертиз, в китайском бензине чрезвычайно высок уровень органических и ароматических веществ, которые даже не предусмотрены нашими техническими параметрами. А раз соответствующих стандартов нет, нет и причин перекрывать этот бензиновый поток из Поднебесной. Тем более, что потребление бензина в стране растет, цена его тоже, а китайцы предлагают свой ароматичный товар по сравнительно низкой цене. Что делать - бензиновый ажиотаж сегодня наблюдается во всем мире. Приходится мириться и с не самым лучшим качеством. Однако тем, кто заботится о своих машинах, специалисты советуют китайский бензин лучше не заливать в бензобаки.
Однако более острой представляется другая проблема: бензин "бодяжат" уже после его выхода за ворота НПЗ. Где это конкретно делается - вопрос остается открытым, так как каждая АЗС, пойманная на плутовстве, с пеной у рта утверждает, что она продает именно такой бензин, какой получает с завода. Но факты - упрямая вещь. Периодические проверки природоохранной прокуратуры, Управления по техническому надзору и метрологии, различных управлений охраны окружающей среды показывали не раз, что на заправках часто продают бензин фальсифицированный, не соответствующий техническим стандартам, с различными вредными примесями. Зачем - понятно. При таких высоких ценах на этот товар и стремительно растущем спросе трудно удержаться, не попытавшись "навариться" в этом бурлящем бензиновом котле…
Чаще всего банально разбавляют бензин, занижая его октановое число. Так, например, в бензине марки АИ - 96 октановое число не дотягивает и до 93, а в марке АИ -92 и вообще колеблется в пределах 79 -80. "Сэкономленные" таким образом сотни и тысячи литров также пускаются в продажу, но денежный ручеек теперь течет уже в другой, личный карман.
- Довольно часто встречается и другой механизм фальсификации бензина, - рассказывает эксперт Казахстанского общества потребителей Равиль Ботаев. - Плохой, низкооктановый бензин можно улучшить с помощью различных присадок, как правило, содержащих различные тяжелые металлы - свинец, марганец, цинк. То есть улучшить его октановое число - качество его при сгорании в двигателях машин только ухудшается. Такие присадки буквально, как наждаком, уродуют гладкие стенки цилиндров автомобильных моторов, что ведет их к преждевременному износу. И, к тому же, при сгорании такого бензина вся его вредоносная часть в виде автомобильного выхлопа выпадает прямо в природную среду, заражая воздух, землю, воду - и нас с вами…
Правда, сегодня в Казахстане запрещено использовать в качестве присадки тетраэтилсвинец - но и только. Присадки на основе марганца, цинка и железа использовать можно, но опять-таки - только заводами - производителями и в заранее оговоренных размерах. Но кто может отследить за работой тысяч заправочных станций, где есть все возможности добавить к "официальной" присадке - свою щедрую дозу? На это никаких штатов контролеров не хватит… Поэтому знающие и опытные водители советуют: заправляться нужно на хороших, современных заправках, лучше всего принадлежащих крупным компаниям, таким как Шеврон, Гелиос, ЛУКойл и ряде других. Здесь дорожат своей репутацией, налажена неплохая служба внутреннего контроля качества продукции. Немаловажно еще, что в таких крупных компаниях придерживаются принципов корпоративной этики, в числе самых больших грехов против которой считается обман покупателя. Все это дает автомобилистам неплохие гарантии, что они на этих заправках зальют в бак именно то, за что заплатят деньги. Жизнь тоже подтверждает это: регулярные проверки контролирующих органов выявляют меньше всего нарушений именно на АЗС крупных компаний.
И люди, особенно те, кто заботится о своих машинах, все больше понимают это: по статистике, более 70 процентов продаваемого в южной столице бензина идет через крупные авторизованные АЗС, под известными брендами. Что естественно: люди обязательно предпочтут хороший бензин от известной фирмы - суррогату "от Васи". Мелкие бензиновые "хищники", живущие одним днем, стремящиеся "сорвать куш" на бензиновом ажиотаже, будут всегда, с этим придется смириться. Нужно лишь не позволять, чтобы они, как говорится, сели всему нашему обществу на шею.
А значит - поощрять и поддерживать честный, правильный бизнес. И, безусловно, ужесточать контроль по всей цепочке поставщиков бензина, причем делать это не от случая к случаю, а постоянно.