"Белый пароход" в Семее. О страшном зле и добрых мифах

За его плечами уже более 80 постановок в России и Польше, Турции и Румынии. На казахстанских подмостках в этом году Зайкаускас в Алматы подготовил спектакль “Наш городок” по пьесе Торнтона Уайлдера. А затем началась работа в Семее, в Русском драматическом театре имени Достоевского:

– Надеюсь, что спектакль, как и повесть, получился волнующим, эмоциональным, острым, жестким, – поделился с "КАРАВАНОМ" Линас ЗАЙКАУСКАС.

Пронзительный рассказ о мальчике, мечтающем превратиться в человека-рыбу и найти отцовский белый пароход, потрясает читателей вот уже 45 лет. Повесть перемежается мифами и аллегориями. Немало символичных условностей и в спектакле. Необычная сценография уфимской художницы Маргариты Мисюковой, рисунки художника из Семея Виктора Шмидта, оркестр народных инструментов, располагающийся прямо на сцене, – все это придает особый колорит. Главного героя – семилетнего мальчика – сыграл актер Александр СУХОВ:

– У меня сыну скоро будет семь лет, я рассказал ему эту историю, немного смягчив. И теперь уже он пересказывает ее мне. У сына загораются глаза, и мне остается только собирать информацию, его жесты, переживания.

При этом Зайкаускас убежден, что главное действующее лицо спектакля – зло, убивающее живые души:

– Я очень хотел, чтобы злодеяния, описанные Айтматовым, были показаны во всей реальности. Увы, по техническим причинам не удалось получить туши животных, которые можно было бы рубить на сцене. Я хотел, чтобы зрителям было страшно. Считаю, что зло нужно показывать, не прикрывая и не пудря его. Как только начинаем поэтизировать зло, так начинаем ему способствовать. Мы даже о войне предпочитаем говорить с пафосом, а война – это страшно. И если об этом помнить, то вряд ли возникнет желание повторять ее.

Семей