Бельгия отказалась давать гарантии медицинской технике, простоявшей в Центре ядерной медицины пять лет

На возведение этого медицинского центра было затрачено более 6 миллиардов тенге, но он до сих пор не открыт.

За эти годы центр стал юридической частью регионального онкологического диспансера и стал называться радиологическим центром. Он неоднократно становился предметом судебных разбирательств – то обнаруживались финансовые махинации, то оказалось, что система биологической очистки радиоактивных веществ не соответствует нормам радиационной безопасности.

Всё это время больные оставались без лечения, а в подвалах неоткрытого центра складировалось дорогостоящее оборудование. На днях стало известно, что самый главный агрегат, без которого невозможно производить короткоживущие изотопы фтора-18 (те самые радиофармпрепараты), решено демонтировать.

Это циклотрон “Cyclone-18/9” производства бельгийской компании IBA. Со дня поставки и установки в бункер биологической защиты в 2015 году он не работал ни одного дня.

Трудно представить, что подумали о казахстанских специалистах бельгийцы, когда им предложили спустя 5 лет после продажи (!) дать гарантии циклотрону, который простоял где-то на окраине Казахстана и уже снят с производства.

Компания IBA отказалась выдать гарантийные обязательства на свое оборудование в связи с ненадлежащим хранением техники. И Центру радиологической медицины купили новый циклотрон той же компании, но уже более модифицированный вариант “Cyclone KIUBE”.

Мало того, что пациенты 5 лет ждали уникальное медучреждение, а государство вложило в него миллиарды. Спустя годы пришлось вложить не менее колоссальные средства на перестройку опасной системы очистки и покупку новой техники взамен устаревшей.

Найти хоть какое-то применение

Радует только одно – долгожданный медицинский центр был включен в комплексный план развития Семея на 2020–2025 годы и еще до конца декабря должен принять первых пациентов.

– Это вопрос, который из года в год не решался. Теперь ввод в эксплуатацию мы запланировали в текущем году. Это даст возможность больным не только нашей области, но и соседних регионов получать качественное лечение, – заверил заместитель акима Семея Канат АДИЛЬБАЕВ.

Что касается бездарно простоявшего циклотрона, он может стать запасным дублером нового оборудования, если попадет в руки к профессиональным ядерщикам.

– АО “Парк ядерных технологий” (ПЯТ) было привлечено в качестве эксперта для проведения демонтажных работ циклотрона. Нами проведена ревизия комплектности по упаковочным листам, она полная, повреждений оборудования не обнаружено. Оборудование ускорителя находится в удовлетворительном состоянии. По проведенным переговорам с управлением строительства ВКО и акимом ВКО Даниалом АХМЕТОВЫМ существует возможность безвозмездной передачи ускорителя “Cyclone-18/9” нам на баланс, – пояснил председатель правления АО “Парк ядерных технологий” Александр БОРИСЕНКО. – Мы обладаем штатом квалифицированных специалистов для ввода в эксплуатацию комплекса на базе циклотрона “Cyclone-18/9”. Наши сотрудники осуществляют эксплуатацию ускорителей с 2010 года. Но для передачи циклотрона в собственность АО “ПЯТ” или в доверительное управление потребуется ходатайство от акимата, и, скорее всего, это займет длительное время.

Ученым циклотрон нужен для исследований в сфере радиационной биологии, материаловедения, для исследования и модификации поверхности материалов. Но они готовы решать на отвергнутом оборудовании и медицинские задачи.

– Когда велись переговоры о передаче нам циклотрона, мы предлагали вариант использовать этот ускоритель как дублера нового циклотрона. Во время профилактических или ремонтных работ предыдущий ускоритель мог бы использоваться для поставки изотопов в клинику Семея и другие города. У нас есть возможность доставлять произведенные короткоживущие изотопы вертолетом на временную дистанцию до шести часов, – заявил глава парка ядерных технологий.


Ни разу не включенный за 5 лет циклотрон демонтировали

Если подводить итоги, то ситуация получилась такая: восточноказахстанские власти начинают строить очень нужное медучреждение, но не могут еще на стадии строительства проконтролировать качество работ, и центр “замораживают” на несколько лет.

Еще до ввода медучреждения в строй чиновники закупают дорогостоящее оборудование, которое после пятилетнего простоя нельзя ни использовать, ни продать – никто не купит просроченную радиационную технику без гарантий производителя.

Приходится покупать новое оборудование. Отдать прежнее ученым – возможность хоть как-то оправдать зря потраченные государственные деньги, но и это еще под большим вопросом. Вот и получается, что демонтаж циклотрона стал еще и демонтажем веры в профессионализм чиновников, которые распоряжаются народными деньгами и от которых зависит получить шанс на выздоровление.

СЕМЕЙ