Бег по кругу

Нынешний год стал знаменательным уже потому, что впервые на всех уровнях, и экспертном, и чиновничьем, заговорили о социальной и даже политической значимости проблемы обеспечения экономики страны достаточным количеством квалифицированных кадров.
Недавно об этом шла речь на круглом столе о путях реализации стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, чуть раньше - на конференции "Состояние и проблемы подготовки специалистов в системе образования и на промышленных предприятиях Республики Казахстан. Перспективы интеграции производства и профессионального образования".
Причины такого внимания к этой, старой в общем-то, проблеме, пришли извне. Они хорошо объяснены в выступлении на конференции Гульжаны Карагусовой, министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан:
- Как показали последние событие в Западной Европе, если мы заранее не будем отвечать на те вызовы и звоночки, которые нам дают в сфере подготовки профессиональных кадров, в сфере трудовых отношений, в сфере социального обеспечения, то рано или поздно, у нас это выльется в социальную дестабилизацию.
Как говорится, не было бы счастья… Толчок для того, чтобы всерьез задуматься о себе дали чужие социальные и политические проблемы, выросшие из многолетней неправильно понимаемой стратегии развития рынка труда: в Западной Европе, с осенними волнениями выходцев из восточных стран и в США (демонстрации в защиту эмигрантов-нелегалов).
Конечно, у каждой ситуации, у каждой страны есть своя специфика, но в любом проявлении этих проблем всегда есть большая составляющая диспропорции кадровой политики в экономике.
Дефицит профессиональных кадров в Казахстане нарастает, и в этом году на конференции, главным организатором которой выступает Конфедерация работодателей (предпринимателей) Республики Казахстан (КРРК), об этом говорилось вновь, как и год, и два назад.
Причем и аргументы остроты этой проблемы, и даже статистика, характеризующая ее, остаются практически одними и теми же. Председатель Правления КРРК Кадыр Байкенов в выступлении отмечал изъян в структуре образования в виде значительного преобладания студентов вузов над учащимися колледжей и профессионально-технических лицеев.
Наблюдается очень заметный "перекос": если в вузах республики в 2004-2005 учебном году обучалось 747 тыс. студентов, то в колледжах и профшколах вместе взятых - всего 438 тысяч.
Говорилось об очень значительном, несопоставимым с развитыми странами, количестве вузов в республике. Особо должно насторожить то, что наиболее остро дефицит профессиональных кадров проявляется в приоритетных отраслях индустриально-инновационного развития. Отсюда - не только потенциальные проблемы для реализации этих направлений, но и неизбежность импорта рабочей силы, ведь развивать-то индустриально-инновационные направления все равно надо, самим ли, с помощью ли иностранных "рук" и "мозгов". А это - угроза попасть в усиливающуюся зависимость, ведь уже сейчас, по некоторым оценкам, на рынке Казахстана в год работает до миллиона трудовых мигрантов.
Уровень безработицы в стране, по словам г-жи Карагусовой, хотя и не превышает среднеевропейского, но настораживает ее структура: большой профицитный удельный вес представляет собой молодежь. "Это тот дестабилизирующий фактор, над которым нам необходимо работать", - заметила г-жа министр.
По уровню образования экономически активное население распределилось в 2005 году следующим образом: высшее и не законченное высшее образование имеет каждый пятый казахстанец, среднее профессиональное -22,6%, общее среднее образование имеют около 30%, начальное профессиональное образование - 27,1 %.
Как видно из этих цифр, самый маленький процент - это среднее профессиональное образование. Со всеми вытекающими последствиями.
- У нас в последние годы увеличилось подготовка специалистов для сферы обслуживания и непроизводственного сектора. Этот сектор, уже так, или иначе, насытили. Но очень большой разрыв сохраняется в технических, строительных, и сельско-хозяйственных специалистах.. Особенно в технических и строительных, в результате того строительного бума, который идет по всей стране.
И отсутствие специалистов на рынке труда приводит к завозу иностранной рабочей силы, имеющей уникальные специальности строителей, хотя мы в своей политике, если вы помните, три года назад, определяли, что мы хотим стать страной специалистов высшей и второй категории, а 3-я категория, как в Европе, пожалуйста, хотят эмигранты работать, пусть работают.
Но, к сожалению, у нас ситуация складывается другим образом. Мы сейчас заинтересовываем, разрешаем въезд высококвалифицированных специалистов, потому что это нам надо для развития инновационных технологий, технологических программ, которые у нас стоят в развитии. И в то же время, как я уже сказала, мы по-прежнему значительно превышаем завоз 3-й категории специалистов. Это средне-профессионально технические работники, которые на нашем рынке отсутствуют. И именно поэтому, не случайно, ежегодно от 17 до 24 000 рабочих мест остаются вакантными при имеющейся безработице, - так комментирует картину, сложившуюся в экономике страны из-за диспропорции рынка труда министр Карагусова.
Характеристика, при всей ее краткости, исчерпывающая. Традиционный вопрос - кто виноват? - в общем-то, неуместен. Что теперь даст ответ на него?
Хотя просто из гражданского любопытства хотелось бы знать, как можно было довести до нынешнего состояния население республики, имевшей одни из самых высоких количественных и качественных показателей по образованности в бывшем Советском Союзе?
Но важнее, понятно, иной вопрос: что делать?
Представители предпринимательской общественности предлагают ряд мер, отраженных, в том числе, в резолюции конференции.
Это рекомендации для Министерства образования и науки Республики Казахстан при корректировке Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы рассмотреть возможность совершенствования структуры среднего и высшего образования;
при оптимизации сети высших учебных заведений особое внимание уделить развитию технического образования, повысить статус инженера, возобновить их подготовку в действующих технических вузах по программам высшего специального образования;
учитывая острую нехватку квалифицированных рабочих решить вопрос с принятием Закона РК "О начальном и среднем профобразовании" ("О техническом профессиональном образовании");
организовать Комитет по начальному и среднему профобразованию в составе Министерства.
Министерству труда и социальной защиты населения Республики Казахстан предлагается рассмотреть целесообразность создания при Минтруда РК Службы развития человеческих ресурсов, занимающейся изучением потребностей в специалистах и организацией независимой оценки качества подготовки специалистов или Республиканского агентства по прогнозу трудовых ресурсов для осуществления мониторинга состояния трудовых ресурсов и прогноза в их потребности на ближайшие 5-10 лет.
А также ежегодно публиковать в средствах массовой информации итоги реального трудоустройства выпускников вузов и колледжей на промышленных предприятиях.
Все меры - логичны. Однако вряд ли достаточны. Вспомним: сама г-жа Карагусова отмечала, что ряд планов, осуществлявшихся ранее, в итоге не сработали.
Очевидно, что исключительно административно-бюрократических импульсов для столь важных проблем недостаточно...