Беды и радости большой семьи

Две недели назад Чинар с детьми несколько суток провела на улице: владелица жилья, где большая семья снимала комнатку, что в Наурызбайском районе Алматы, попросила арендатора освободить помещение. Мол, сын собирается жениться, и для будущих молодоженов необходимо сделать там ремонт. Многодетная мать не успела найти другой кров: поиски затянулись, никто не хотел сдавать угол матери с таким количеством детей. Это, по словам отчаявшейся Чинар, и стало поводом для крика души, который услышала вся страна:

– Мне некуда идти, я на улице оказалась, – со слезами на глазах рассказывает Чинар. – Мне сказали: не надо было столько рожать. Узнав, что у меня семеро детей, они сразу же отказывали нам. А что, мы разве не люди? Мои дети воспитанные, дисциплинированные…

История

История этой большой семьи началась в 1994 году, когда Чинар – 20-летняя девушка из поселка Жамбыл Каскеленского (ныне Карасайского) района – вышла замуж. Брак не регистрировали, а провели обряд неке. Муж – ее ровесник. Вместе жили почти 19 лет, за это время у молодых родились шестеро детишек – пять дочерей и один сын. В поисках работы семья из села перебралась в Алматы, муж работал маркёром в бильярдном клубе. Сама она, имея среднее образование, подрабатывала. По словам Чинар, беда пришла в их семью четыре года назад, когда она была беременна седьмым ребенком – вторым сыном Жантуаром:

– Муж стал часто выпивать, дома начались скандалы, – рассказывает женщина. – Потом он начал меня избивать. А однажды ушел к другой. Как потом выяснилось, к женщине моложе меня. Позже он позвонил мне и сказал, что женился. Жантуара я родила уже без него. У сына в свидетельстве о рождении в графе “Отец” – пусто.

Простая арифметика

Сейчас младшему сыну идет четвертый годик, и все это время Чинар – и мать, и отец, и бабушка, и дедушка для своих детей. Пожилая мать Чинар – инвалид, проживает с ее единственным братом, отец умер, есть сестры, но все они, по словам женщины, не могут ей помочь. Говорит, что всегда старалась обходиться без посторонней помощи.

За статус многодетной матери “Күмiс алқа” женщина получает чуть больше 14 тысяч тенге, сама подрабатывает посудомойщицей в ресторане.

Ее старшая 22-летняя дочь тоже вносит свою лепту в семейный бюджет: работает няней по присмотру за чужими детьми. По словам женщины, месячные доходы семьи варьируются от 50 до 70 тысяч тенге – в зависимости от количества банкетов в ресторане, где она подрабатывает, из которых 35 тысяч тенге уходило на аренду жилья. Но после того как ей из-за большого количества детей много раз отказывали в аренде, Чинар ощутила безнадежность…

Добрые люди

В конце прошлого месяца видео­кадры расположившейся прямо на тротуаре многодетной семьи были показаны в сюжете телеканала “КТК”, новость сразу разлетелась по многим СМИ. На сотовый телефон женщины, который был указан в эфире, стали звонить и предлагать помощь:

– К нам стали приезжать незнакомые люди, привозить продукты питания, одежду, одеяла, матрацы и деньги, – рассказывает Чинар. – Один мужчина, пожелавший остаться неизвестным, привез 650 тысяч тенге, другой – 100 тысяч. В общем, мне привезли около 1,5 миллиона тенге. Мы открыли карт-счет, куда перевели все эти деньги. Сейчас снимаем времянку в этом же Наурызбайском районе – я не хочу, чтобы дети часто меняли школу. Добрые люди оплатили аренду за три месяца вперед. Спасибо им всем огромное.

Земля, фундамент, стены, крыша

В разговоре с Чинар выяснилось, что несколько лет назад в акимате сельского округа Карасайского района, где прописана женщина, ей выделили земельный участок под ИЖС. Правда, не в частную собственность, а пока только в аренду. В таких случаях земля переходит арендатору в собственность после того, как там будет возведено жилище. Женщина рассказала, что из числа тех, кто приезжал ей помочь, нашлась группа молодых людей, которые вместе с ней съездили на участок, очистили его от мусора и травы и даже вырыли септик. Эти же парни, по ее словам, пообещали помочь возвести фундамент будущего дома. Благо теперь уже есть деньги на стройматериалы.

Чинар рассказала, что также ей посоветовали открыть депозит в Жилстройсбербанке. С декабря прошлого года она имеет там счет, однако за все это время только два раза смогла внести ежемесячный платеж – около 15 тысяч тенге.

В рамках

О Сарсембаевой и проблемах ее семьи знают в отделе занятости и социальных программ акимата Карасайского района, оказывают посильную помощь, предусмотренную законом.

– Пока ее младшему сыну не исполнилось три года – то есть до февраля этого года, ежемесячно начисляли ей государственное детское пособие в размере около 13 тысяч тенге, – рассказала завсектором социальной помощи райсобеса Шынарай САРЖАНОВА. – Семьи, имеющие детей до 18 лет, чей среднедушевой доход не превышает стоимости продовольственной корзины – 13 886 тенге, имеют право на получение этой помощи. После того как ее младшему сыну исполнилось 3 года, она должна либо устроиться на работу и иметь пенсионные отчисления, либо встать в наш центр занятости на учет как безработная. Но она не сделала ни того ни другого, поэтому в рамках законодательства мы приостановили начисление ей этого пособия. А для начисления алиментов ей необходимо обратиться в рагс.

Мечта почти рядом

Чинар со своими детьми мечтает о собственной крыше над головой. Кто-то из откликнувшихся на призыв о помощи пообещал ей поднять стены и закрыть крышу будущего дома. Возможно, в ближайшем будущем их мечты сбудутся.

Алматы