Известный оперный режиссер Юрий Александров, руководитель созданного им театра “Санктъ-Петербургъ Опера”, постановщик Мариинского театра, имеет к творчеству Доницетти особое отношение. Из двух сотен постановок Александрова около пятидесяти были операми этого композитора. И только благодаря сотрудничеству с Алматинским оперным театром ему впервые довелось поставить самый блистательный шедевр итальянца “Лючию ди Ламмермур”.
Творчество Юрия Александрова более всего на слуху из-за его новаторского подхода к классике. Так, в его постановках отрицательные персонажи обитают в кабинетах времен Сталина, а главная героиня “Травиаты” Джузеппе Верди становится обычной проституткой с автотрассы. В случае же с казахстанскими театрами, не избалованными даже обычными оперными транскрипциями, всякого рода новшества тут пока не требуются. Вот и “Лючию ди Ламмермур” под стать музыкальному материалу оперы Александров выдержал в живописных традициях классики. Герои обитают среди величественных декораций и массовки в наряднейших костюмах, созданных Вячеславом Окуневым, частым соратником Александрова.
В общем, все умерли
“Лючия ди Ламмермур” была создана на основе романа Вальтера Скотта “Ламмермурская невеста”. По канонам жанра либреттист Сальвадоре Каммарано, усугубив первоисточник, создал сюжет, в котором на героиню сваливаются все возможные несчастья.
...Бедняжка Люси, прозванная на итальянский манер Лючией, влюблена в Эдгара Равенсвуда, заклятого врага ее брата Генриха Астона (Генри Эштона – у Скотта). У последнего есть свое мнение о ее судьбе. Брак с лордом Артуром Бёклоу может упрочить положение рода Астон. Генрих путем обмана принуждает сестру подписать брачный контракт с лордом. В этот момент в стане врага появляется Эдгар, который, думая, что Лючия изменила ему, проклинает день знакомства с ней и уходит. Сокрушенная горем девушка теряет рассудок и в первую брачную ночь убивает своего мужа. После ряда прекраснейших арий, которые и прославили оперу, героиня умирает сама. Эдгар, узнав о ее смерти, со словами “Иду к тебе” закалывает себя.
Вы слыхали, как трещат ансамбли?
Красивейшая заглавная партия написана для колоратурного сопрано – самого высокого и подвижного женского голоса. На премьерном показе ее исполнила примадонна Театра им. Абая Жамиля Баспакова. Она и Султан Байсултанов в роли Эдгара пели еще в концертной постановке этой оперы, которая ставилась в ГАТОБ лет десять назад. Двое молодых влюбленных в исполнении уже зрелых артистов смотрелись специфично. И если красавица Баспакова брала артистизмом и хорошо поставленым голосом, то у Байсултанова не задалась игра еще в первом отделении. Дуэт у фонтана его героя Эдгара с Лючией просто ужаснул нестройностью и неодновременными вступлениями. Единый ансамбль – то, за что так боролся Александров, – трещал по швам. Хотя в целом мастерство Байсултанова не подвергается сомнениям – его Эдгар за исключением вышеназванных минусов выглядел неплохо. Но куда интересней Жамиля Баспакова звучала с Талгатом Кузембаевым, исполнившим роль эгоистичного брата Генриха.
Сцена сумасшествия, когда Лючия в окровавленном подвенечном платье выходит к гостям свадебного торжества, – то, ради чего стоило посетить премьеру. Актерского и исполнительского мастерства алматинской примы хватило, чтобы убедить публику в плачевном состоянии ее героини. Но в большинстве других номеров она хоть и идеально пропевала все колоратуры, сочиненные Доницетти, изначального попадания в образ не наблюдалось. Ей скорей к лицу роль воительницы Томирис, нежели хрупкой девушки, ставшей жертвой интриг.
Без арфистки что за опера?
Хотя Александров утверждал, что эту постановку он будет делать традиционной, без некоторых новаций не обошлось. Это и материализовавшийся призрак, который в оригинале присутствовал лишь в речах Лючии, и объединяющая двух погибших героев могила, куда Эдгар и Лючия вместе погружаются в финале оперы. И еще один сюрприз – специально приглашенная на премьеру арфистка, по совместительству дочь Александрова. По словам маэстро, в Казахстане нет исполнителя, чтобы сыграть такое соло. А без него, уверяет Юрий Исаакович, за оперу и браться не стоило.
Стоило ли браться вообще за “Лючию ди Ламмермур” даже при наличии приглашенной арфистки, вопрос спорный. Вроде бы и материал хорош, и режиссер именит, и труппа самая опытная в стране. А на протяжении всего спектакля не покидало ощущение – что-то не так.
После премьеры Юрий Александров посоветовал подождать пятого-шестого спектакля, когда все станет по своим местам. Что ж, придется ждать…
Только зачем тогда нужна была эта премьера?
Артем КРЫЛОВ, Иван БЕСЕДИН (фото)