Базовое звено образования

Во главе угла – массовость среднего образования, которое предоставит равные возможности для развития каждому. Дошкольное воспитание должно охватить всех маленьких казахстанцев, проживающих как в крупных городах, так и в маленьких аулах. Высшее образование поднимется до европейских стандартов. При этом важно поднять статус педагогов, без которых реформа просто невозможна.

Основа для столь масштабной реформы была заложена Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым. В своем Послании народу «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» Лидер нации отметил, что реализация стратегии модернизации страны зависит, прежде всего, от уровня развития человеческих ресурсов, от их знаний, уровня образованности. Выполнить поставленные Главой государства задачи без модернизации всей системы образования – от дошкольного воспитания до послевузовского обучения – очень сложно. Поэтому Министерством образования была разработана Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы. Она предусматривает реа­лизацию девяти основных направлений, которые должны сделать казахстанское образование конкурентоспособным.

– Программа акцентирует внимание на важности развития массовой школы как базового звена общего среднего образования, – отметил недавно в своем выступлении министр образования Жансеит Туймебаев. – Только развивая массовую школу, мы можем говорить о доступности качественного образования для всех, о повышении его конкурентоспособности. Естественно, это потребует изменения методологии и философии образования. Необходим переход к компетентностной образовательной модели, имеющей ярко выраженную гуманистическую направленность.

Одно из главных преобразований – изменение системы финансирования образования. В программе предусмотрен переход на подушевое финансирование, то есть выделяться средства будут на каждого конкретного ребенка. В дошкольном образовании это новшество предполагается ввести уже в следующем году, в средней школе – в 2015 году, в старших классах – с 2013 года, в учреждениях технического и профессионального образования – в 2014 году. Кроме того, необходимо внедрить ваучерное финансирование повышения квалификации педагогов. Поскольку, даже по мнению руководителя вузов, стоимость высшего образования зашкаливает, то далеко не все казахстанцы могут дать своим детям такое образование. Для того чтобы решить эту проблему, предлагается создать накопительную систему государственно-частного кредитования. По замыслу создателей программы все это приведет к прозрачности и эффективности финансирования, формированию конкурентной среды в сфере образования и будет стимулировать развитие рынка частных услуг в этой сфере.

Если говорить о дошкольном образовании, то на сегодня основной проблемой является нехватка детских садов. Главной целью является полный охват детей детскими садами. К 2015 году посещать дошкольные учреждения должны 70% малышей, а к 2020-му – все 100%. На проблеме нехватки детских садов еще в прошлом году акцентировал внимание Президент Нурсултан Назарбаев, подчеркнув, что она является приоритетной в системе образования. В начале года была запущена государственная программа «Балапан», направленная как раз на решение данной проблемы. По информации Жансеита Туймебаева, из республиканского бюджета на ее реа­лизацию выделено 96 млрд. тенге. Только на строительство запланированных 122 детских домов будет потрачено 54 млрд.

Немало вопросов предстоит решить и в системе среднего образования. По мнению Жансеита Туймебаева, для эффективного функционирования модели 12-летнего образования необходимо завершить разработку новых государст­венных общеобязательных стандартов общего среднего образования, концепции профильного обучения и системы оценки образовательных достижений учащихся. По его информации, была проведена работа по совершенствованию учебно-методического сопровождения, что должно обеспечить более высокую степень готовности школьников к переходу на 12-летнее образование. В нынешнем учебном году вводятся соответствующие международным требованиям уровневые программы обучения казахскому, английскому языкам, а со следующего – русскому языку. Уже подготовлены учебники и учебно-методические комплексы по уровневому изучению казахского языка в школах с русским языком обучения для 5–11 классов. Уровневые программы должны способствовать полному овладению языками на выходе из школы.

Кроме этого, необходимо решить проб­лему малокомплектных школ, ликвидировать нехватку ученических мест, поскольку остались еще школы, в которых занятия ведутся в три смены. В нынешнем году свои двери 1 сентября открыли 7 525 школ, по сравнению с прошлым годом их стало на 42 меньше. Все это сельские школы, которые попросту некому было посещать. При этом в тех регионах, где отмечается демографический рост и резкий прирост населения, были открыты 18 новых школ. До конца 2010 года запланировано завершить строительство 113 школ, из них за счет республикан­ского бюджета – 51 школу, местного – 62. А в более чем 700 зданиях в текущем году проведен капитальный ремонт на общую сумму 15,6 млрд. тенге.

Не секрет, что в нынешнее время молодые люди стремятся получить высшее образование. За последние годы из стен учебных заведений вышло огромное количество юристов и экономистов, которых негде трудоустроить. Зато остро ощущается нехватка специалистов в промышленном секторе, технических специа­листов – основы индустриальной экономики. Профессионально-техническое образование долгие годы находилось на задворках системы образования. И вот теперь настал черед его возрождения. Безусловно, программы, по которым готовят специалистов, изменятся, будет проведена модернизация бывших техникумов и ПТУ, поставлено новое учебное оборудование. Появятся и новые профессионально-технические учебные заведения, причем располагаться они будут именно в промышленных областях. Например, в Атырау планируется открыть четыре межрегиональных профессиональных центра по нефтегазовой области, в Экибастузе – по топливно-энергетической отрасли, Шымкенте – по обрабатывающей, а в Усть-Каменогорске – по машиностроительной отрасли.

Программа минимум для высшего образования – достичь мировых стандартов. Так, 14% высших учебных заведений пройдут международную специализированную аккредитацию. Двадцать процентов вузов будут осуществлять двудипломное образование в партнерстве с зарубежными вузами. Половина всех университетов страны значительно улучшит свою материальную базу, откроет новые научные лаборатории и технопарки. Увеличится объем государственного образовательного заказа на подготовку кадров с послевузовским образованием.

Пожалуй, самым необычным новшест­вом программы будет введение электронного образования «e-learning». Эта си­стема электронного обучения позволит самостоя­тельно работать с электронными материалами с использованием персонального компьютера, КПК, мобильного телефона, получать консультации, советы, оценки у удаленного территориально эксперта или преподавателя. И еще одна ее способность – своевременная круглосуточная доставка электронных учебных материалов, возможность в любое время получить современные знания, находящие­ся в любой доступной точке мира, а также развитие учебных веб-ресурсов.

Но никакие, даже самые благие начинания не принесут реальных результатов, если в детсадах, школах и вузах не останется профессиональных педагогов. Именно эту проблему и придется решить в ближайшие годы Министерству образования. Для повышения статуса учителя планируются внедрение новой системы оплаты труда и доведение к 2020 году уровня оплаты труда педагогических работников к заработной плате в частном секторе. Помимо этого, со следующего года планируется усовершенствовать программы подготовки педагогов. С 2015 года при поступлении в вузы на педагогические специальности будет введен творческий экзамен на определение уровня склонностей к педагогической деятельности и повышен пороговый уровень для поступающих на педагогические специальности, а начиная с 2016 года будет внедрена процедура подтверждения уровня квалификации педагогов, поступающих на работу впервые или после перерыва педагогической деятельности.

В результате всех преобразований конкурентоспособность казахстанского образования заметно повысится, считают в Министерстве образования.
Источник: "Казахстанская ПРАВДА", Всеволод СЕРГЕЕВ