Банкиры тоже плачут…

Суд первой инстанции завершился, можно сказать, убедительной победой подсудимых. Буквально за несколько часов до Нового года Андрей Беляев со товарищи были освобождены в зале суда, получив наказание в виде двух лет условного лишения свободы. Двое подсудимых и вовсе были оправданы.

Приговор не устроил ни прокуроров, ни пострадавших вкладчиков, интересы которых представляла ликвидкомиссия. Свое недовольство приговором выражали и адвокаты подсудимых, заявляя, что намерены добиваться полного оправдания своих подзащитных.

Но, говорят, после заявления адвокаты улетели отдыхать на теплые моря. А прокуроры оформили положенный протест и потребовали нового судебного рассмотрения в новом составе суда.

Протест прокуроров был удовлетворен. И все стороны вернули в первоначальное положение. То есть адвокатов – к подсудимым, подсудимых – за решетку, а прокуроров – в зал судебных заседаний.

Первое слушание дела в новом составе суда было назначено на 1 апреля. Однако суд был вынужден его перенести. Выяснилось, что трое подсудимых не имеют адвокатов. И суд обещал предоставить или государственных (бесплатных) защитников.

2 апреля суд начался. Весь первый день зачитывалось обвинительное заключение 100-томного уголовного дела.

Сам Андрей Беляев в очередной раз подтвердил, что личность он неординарная: банкир-поэт предстал перед судом в черной рокерской косухе и черной бандане, лихо повязанной на голове.

Напомним: на момент отзыва лицензии “Валют-Транзит Банк” задолжал вкладчикам более 52 миллиардов тенге. Задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет – 101 миллион, по административно-хозяйственной деятельности (имеются в виду коммунальные и другие платежи) – 177 миллионов, по административным штрафам – более 25 миллионов. Обязательства “Валют-Транзит Банка” перед пенсионными фондами превышают 5,6 миллиарда тенге. На депозитных счетах заморожено 37,7 миллиарда тенге, принадлежащих физическим и юридическим лицам.

Ликвидкомиссия отчаянно пытается продать с молотка имущество банка, чтобы расплатиться с вкладчиками. Однако торги идут из рук вон плохо. Мало кто желает покупать стул, на котором сидел Беляев, автомобиль, на котором ездил Беляев, и дом, который построил Беляев.

* * *

Без сердца

Пока в Караганде идет суд, в редакцию нашей газеты обращаются вкладчики банка. Положение у некоторых совсем отчаянное. Речь идет не просто о деньгах – о жизни!

На днях в редакцию позвонил известный казахстанский ученый доктор сельскохозяйственных наук Кайрат Габдулович Нугматжанов.

Сегодня 78-летний ученый тяжело болен. Ему требуется операция на сердце – аортокоронарное шунтирование. Такую операцию берутся сделать в Москве, но на платной основе.

Когда его друзья-ученые по всему миру – от Чехии до Японии – узнали об этом, то собрали средства и прислали на счет его некоммерческого фонда “Микробиотик”. По злой иронии судьбы пожилой человек решил открыть счет для получения денег из-за границы в ближайшем расчетно-кассовом отделе “Валют-Транзит Банка”. А через несколько дней банк объявили банкротом.

– Это деньги милосердные, присланные друзьями для лечения сердца. Средства должны были там пролежать дня три, потом бы их перевели на счет московской клиники, – говорит Кайрат Габдулович. – Но сейчас в Агентстве по финансовому надзору говорят, что я являюсь кредитором восьмой (!) очереди. Предлагают подождать. Но, боюсь, мое больное сердце ждать не может…

Побывав на личном приеме у председателя Агентства финансового надзора (теперь бывшего) Армана Дунаева, ученый вышел от того с резолюцией, в которой Дунаев в вопросительной форме адресовал своим подчиненным распоряжение: “Прошу рассмотреть. Можем ли мы вернуть деньги благотворительной организации при наличии решения суда?”.

Пожилой человек с больным сердцем обратился в суд с иском к ликвидационной комиссии АО “Валют-Транзит Банк”. Постановлением коллегии Алматинского городского суда иск был удовлетворен. Но… пенсионер вновь получает ответ из АФН, в котором уже заместитель председателя К. Кожахметов скупо в очередной раз отписывает: “Агентство с пониманием и сожалением оценивает полученную от Вас информацию о состоянии Вашего здоровья… но вновь вынуждены сообщить Вам, что… требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди”.

Пока рассчитались с кредиторами первой и второй очередей, сейчас производятся расчеты с кредитором третьей очереди – Казахстанским фондом гарантирования депозитов. До восьмой очереди, в которой стоит ученый Нугматжанов, дело дойдет не скоро…

Впрочем, в приватном разговоре один из финансовых чиновников сказал Кайрату Габдуловичу, что в его случае просто никто не хочет брать на себя ответственность. Куда проще отмахнуться от пожилого больного человека и сделать то, что тебе велят чиновничьи циркуляры, а не твое человеческое сердце.Жанар КАНАФИНА

Татьяна ТЕН, Караганда