Эта покупка значит для "Jusan" очень много. Это вопрос выживания банка. Наверное, понятно, чью модель развития бизнеса он будет повторять? И пытаться создать свою экосистему, используя козырь, которого нет у конкурентов: долю в сотовой компании.
Впервые "Jusan" показал интерес к "Kcell" еще в прошлом году. Но тогда и потом "Казахтелеком" жестко отказывался делиться оператором. Довод был такой: отрицательное мнение Агентства по защите конкуренции. Сегодня национальный оператор, так или иначе, контролирует 3 компании сотовой связи. Независим только "Билайн".
Летом 2019 года "Казахтелеком" выкупил у шведской "Tele2" половину в их СП "Khan Tengri Holding". И Агентство долго формулировало свое отношение к тотальной монополизации рынка. Здесь ситуация противоположная: концентрация монополии немного снижается. Поэтому аргумент никакой. Конкуренция на рынке возрастет. Правда, пока непонятно, в какую сторону эта конкуренция пойдет.
Год назад "Jusan" вместе с "Tele2" / "Altel" запустил проект виртуального оператора. Цель – повышение лояльности клиентов. Чтобы обеспечить этот проект, банк купил крупного интернет-провайдера АО "KazTransCom". Его специалисты и обеспечивают IT-составляющую.
Покупка доли в "Kcell" дает банку доступ к его 8-миллионной абонентской базе.
Номер телефона становится идентификатором личности. Покупая сим-карту, человек заполняет анкету с именем, фамилией, датой рождения, другими личными данными и соглашается с тем, что услугодатель и его партнеры могут использовать эту информацию. Через систему геопозиционирования оператор видит, куда перемещается абонент и чем примерно занимается. Трафик данных показывает его предпочтения. А это уже биг-дата – массивы информации, которые позволяют нарисовать портрет человека или сообщества людей, которые можно формировать как жителей одного населенного пункта, группу по увлечениям, покупателей торговой сети или пользователей информационного ресурса. Это открывает возможности влияния на общественное мнение или кулинарные предпочтения абонентов. Такого ни у кого из конкурентов "Jusan" нет.
Конечно, есть закон, запрещающий оператору связи передавать подобную информацию третьим лицам. Будем смотреть, как банк решит эту закавыку.
"Казахтелеком" владеет еще одним оператором связи – "Tele2" / "Altel", который несложно разделить на 2. Плюс весной этого года стало известно, что "Транстелеком" может получить лицензию на строительство мобильной сети. Поле покупок только расширяется. Поэтому удивительно, что другие банки тянут с покупкой остальных операторов связи. Места на рынке платежей всем не хватит.