Почему соседу, коллеге, родственнику выдали кредит, а вам нет? Почему представители одной профессии платят более высокие проценты, чем специалисты в другой области?
По слухам, в банках имеется секретный перечень профессий, представителям которых нежелательна выдача кредитов. Проверить это оказалось проще простого.
Мы позвонили в кредитный отдел одного из банков и попросили рассчитать сумму потенциального кредита. Менеджеру по работе с клиентами понадобился минимум информации: сумма заработной платы, непрерывные пенсионные отчисления и последний (как оказалось, самый важный) вопрос: занимаемая должность. Ответ получили незамедлительно: “Если вы работаете на позиции бухгалтера, то с подобной зарплатой можете получить кредит 1 миллион 258 тысяч тенге сроком на три года”.
Вежливо прощаемся, благодарим, обещаем перезвонить. И спустя некоторое время перезваниваем – в тот же отдел того же банка. Вопросы и ответы те же. За исключением одного: вместо помощника бухгалтера гордо называем истинную профессию: журналист, корреспондент газеты. Менеджер просит время “на подсчеты”, через полчаса вежливым звонком уведомляет: “К сожалению, вы не можете получить кредит, длительность выплаты ваших пенсионных отчислений не соответствует критериям, установленным банком”.
А у бухгалтера, значит, соответствует!? От ответа менеджер уклонилась – такова политика банка.
Как нам удалось выяснить, почти в каждом банке существует свой “черный" список, куда входят самые разные профессии. За разъяснением мы обратились к специалистам.
По мнению президента Ассоциации финансовых и инвестиционных аналитиков Казахстана Диаса Сарсенова, никаких страшных “черных” списков банки не держат. Другое дело, что в некоторых организациях есть перечень “дискриминируемых профессий” – специальностей, связанных с риском.
– Когда в банк приходят, например, летчик, монтажник-высотник или любой представитель рискованной профессии, то ему там говорят: мы выдадим вам кредит, если вы застрахуетесь от несчастного случая. Но, как правило, цена такой страховки не так уж и мала, и люди отказываются. Но при этом полагают, что им просто отказали в кредите, – объясняет Диас Сарсенов.
– Вообще-то, у кредитных менеджеров есть формула, в которую подставляется профессия, пол, размер заработной платы и так далее, – уточняет работник отдела конкурентной разведки одного из банков. – И решение о том, выдавать кредит или нет, зависит от многих показателей. Главное – не место работы и даже не размер зарплаты, а аккуратность в выплате предыдущих кредитов.
Амбулаторная карта заемщика
Теоретически повышению доступности кредитов для граждан всех профессий может способствовать работа кредитных бюро – банков информации о заемщиках. Несколько лет назад в Казахстане тоже было создано кредитное бюро, в котором, с согласия клиента, собирается информация о выданных кредитах. Кредитные истории хранятся в базе данных бюро и предоставляются банкам и другим потенциальным кредиторам.
Добросовестному заемщику это выгодно. Успешно погасил один кредит, второй – а третий могут предоставить на льготных условиях, поскольку уже есть хорошая репутация.
Кстати, относительно низкий процент за кредиты в развитых странах не в последнюю очередь установился и из-за того, что кредитная история там такая же обычная вещь, как амбулаторная карта больного. И к тому моменту, когда гражданин осознает необходимость покупки в кредит чего-нибудь значительного вроде собственного дома, банк успевает удостовериться в том, что до этого гражданин исправно выплачивал долг за обучение, за телевизор или автомобиль.
Другое дело, что наши люди не любят светиться в каких бы то ни было историях – менталитет у нас таков! Но сейчас многие из тех, кто часто пользуется кредитами, начинают осознавать, что выгодно быть открытым.
Конечно, очень хочется, чтобы замечательные слова о взаимной открытости касались обеих сторон сделки – банка и его клиентов. Но далеко не о каждом финансовом институте можно сказать, что он абсолютно прозрачен и не пытается играть по своим правилам. Да и можно ли говорить о равенстве прав банка, обладающего штатом специалистов по добыче информации о нас с вами, и обычном гражданине, который сам себе бизнес-разведчик?
Филипп ПРОКУДИН, Зарина АХМАТОВА