Привет из 90-х!
Факт задержания прокомментировал официальный представитель КНБ Аркен АБДУГАЛИ: “Членам транснациональной ОПГ избрана мера пресечения в виде содержания под стражей. Возбуждено уголовное дело по ст. 264 Уголовного кодекса Республики Казахстан”. Следствие продолжается.
В начале февраля совместно проведенная силовыми структурами спецоперация в Актобе позволила сделать правоохранительным органам громкое заявление о раскрытии тяжкого преступления.
“Установлено, что в октябре – ноябре 2020 года злоумышленники под предлогом инвестирования денег заманили в Актобе предпринимателей из Беларуси и Казахстана. Путем оказания психологического и физического давления они завладели денежными средствами бизнесменов в размере 87 миллионов тенге”, – сообщил официальный представитель спецслужб.
При этом члены преступной группы не довольствовались полученными деньгами, а старались обеспечить себе финансовое благополучие на ближайшее будущее. Отпустив предпринимателей, но угрожая жизни и здоровью членов их семей, бандиты обязали бизнесменов перевести на счета преступников крупные суммы в валюте.
– В феврале 2021 года подозреваемые пригласили в Актобе бизнесмена из Москвы – руководителя крупной инвестиционной компании, с которого планировали заполучить 500 тысяч долларов США, ‒ информировали силовики.
Во время проведения спецоперации и обысков обнаружен оружейный арсенал: 3 автомата Калашникова, электрошокеры, маски, банковские карты, сотовые телефоны. Не обошлось без антуража из 90-х – паяльники, утюги и другие орудия пыток.
Эффективная преступная схема
– Механизм получения денег банальный, из 90-х. Я таких давно уже не видел. Казалось, что в последние годы подобное не практикуют, и вдруг опять вернулось. Сейчас никого не сажают в подвалы, не вымогают пытками деньги – есть относительно простые способы изъять деньги с помощью IT-технологий, списания со счетов. А эта схема старая, примитивная, – рассказал о громком преступлении адвокат Евгений ЯВОРСКИЙ, представляющий интересы бизнесмена из Москвы.
На вопрос о том, как же бандитам удавалось заманивать в ловушку вполне разумных и трезво думающих предпринимателей, которые сами собаку съели на хитроумных схемах, адвокат высказал свою точку зрения.
– Все бизнесмены, сколь бы большими деньгами они ни располагали, хотят заработать. Если говорить о моем клиенте, то его преступники пробили через социальные сети. Они не были с ним знакомы. Из социальных сетей стало ясно, что у него есть серьезные денежные возможности, поскольку он работает на финансовых рынках, – пояснил Яворский.
Бандиты, представляясь серьезными бизнесменами, связанными с нефтяной отраслью, обратились к бизнесмену с предложением поработать на казахстанских рынках.
– Состоялось несколько переговоров, были интересные предложения моему клиенту, и он согласился приехать, – считает Евгений Яворский. – Преступник, что вел переговоры, хороший психолог. Он понимал, как убедить человека, показывал понимание позиции визави. Вероятно, этим переговорщиком был главарь преступного сообщества, и вести переговоры ему помог прошлый лагерный опыт. Бизнесмены преступного мира: какие ОПГ считались самыми богатыми во всем Казахстане
Необходимо понимать, что подобный разговор – это интеллектуальная беседа, убеждение, предложение и заманивание. Ведь любое мошенничество строится на подаче такой информации, чтобы человек поверил.
– И люди, которые это могут сделать, работают по определенному алгоритму. Звонок. Добрый день. Мы из Казахстана, у нас такой вот бизнес, хотели бы вам предложить, – рассказал о возможном построении схемы первоначального вовлечения предпринимателей в западню адвокат.
– Если человек знаком с соцсетями, то он, со своей стороны, может оценить и выяснить состоятельность предложений?
– По всей видимости, называются громкие фамилии, серьезные фирмы, которые на слуху и дополнительного подтверждения их легитимности не нужно. Делаются предложения, которые изначально вызывают заинтересованность. Эта схема была уже неоднократно отработана. А дальше всё по одному сценарию. Преступники снимают солидный и красивый дом, чтобы “уговорить” клиента расстаться с деньгами, Ведутся телефонные переговоры с бизнесменом, оговаривается дата его приезда. На месте на один день заказывается дорогая гостиница. Злоумышленники предполагали, что бизнесмен по приезде заселится в номер, затем попадет к ним в руки, и дальше уже гостиница будет не нужна. Мой московский клиент фактически пошел по отработанной схеме. Его встретили в аэропорту, отвезли на представительской машине в хорошую гостиницу. В Актобе их 2, и все их знают. Ему заказан хороший номер. Человек видит, как его встречают. Холодок опасений тает. На вечернее время назначается встреча, и за ним приезжает, опять-таки, солидная, но уже другая машина. Его везут на съемный дом, где он должен был расстаться с деньгами. А в доме его уже ждут. Механизм прост.
Гастролеры
О составе преступного сообщества, пока идет следствие, говорить еще рано, но отметить необходимо, что главарь задержанной группировки создал банду из молодых и перспективных спортсменов, некоторые из них имели криминальный опыт. Предполагается, что руководитель сообщества находился в Казахстане, а его подельники – в соседней России. Актобе был местом встречи. При необходимости преступная группа собиралась в обусловленном месте, совершалось преступление, а затем участники банды разъезжались. Но любая схема рано или поздно дает сбой. У правоохранительных органов появились свидетельские показания бизнесменов, пострадавших от рук бандитов, которые прошли этот адский круг и, невзирая на угрозы, обратились в полицию. Подозреваемые были взяты в разработку, и для сбора доказательств преступных деяний в отношении предполагаемых участников группы были применены все законные способы получения информации. Московскому бизнесмену повезло – он приехал, его везли в дом, а там уже начались активные следственные действия.
При этом сам руководитель ОПГ не принимал непосредственного участия в привозе “клиента” в дом. Он страховался и лишний раз не рисовался – ждал информацию, когда начнется “работа” по выбиванию денег.
Дежавю
За руководителем преступного сообщества тянется шлейф из 90-х, как за павлином хвост. Уже одно то, что он обвинялся в совершении преступлений, предусмотренных 25 статьями Уголовного кодекса, говорит о многом. А если прибавить к этому приговор суда, в котором главарю было определено 20 лет лишения свободы с конфискацией имущества и отбытием первых 5 лет в тюрьме, а остальных – в колонии строгого режима, то характеристика станет практически исчерпывающей. Два десятка лет назад и его подельникам были назначены сроки от 5 до 18 лет лишения свободы с конфискацией и строгого режима. Впрочем, криминальная статистика сама о себе всё скажет, но без фамилий и излишней детализации.
– Мы сделали анализ по предыдущим преступлениям руководителя преступного сообщества. Гражданином Р. в 1995–1998 гг. была создана преступная организация, которая занималась хищениями денежных средств, вымогательством, разбоем, мошенничеством, – рассказал адвокат Яворский. – При этом виды деятельности ОПГ можно классифицировать по годам.
В 1995–1996 гг. преступники практиковали фиктивные бартерные операции. К примеру, на севере страны действуют 2 фирмы. У одной есть пшеница, у другой – спирт. Руководитель преступной организации, гражданин Р., будучи вообще третьим лицом, приходил к фирмачам и говорил, что хотел бы обменять спирт на пшеницу. Тем временем уже были изготовлены фальшивые правоустанавливающие документы, которые предъявлялись от одной фирмы другой. Заключался между предприятиями фиктивный договор. В результате проведенной операции пшеница отходила преступникам и затем продавалась. Ущерб для фирм – на миллионы.
Будучи объявленным в розыск в 1995 году, гражданин Р. организовал ОПГ, которая помимо мошеннических действий занималась еще и разбоями, а круг преступных интересов расширился до ценных бумаг – векселей. Сам же главарь переехал в Астану, где снял 7 квартир, на срок от 2 до 6 месяцев.
Механизм действий преступников был прост. Двое участников ОПГ отправлялись в фирму, владеющей векселями, под видом покупателей ценных бумаг. Но представлялись они сотрудниками компаний, находящихся в других городах. Так, посещая фирмы, к примеру, в Костанае, говорили, что прибыли из Алматы, Шымкента. В беседе с руководством фирмы убеждали совершить сделку с векселями. Предлагались такие суммы за ценные бумаги, от которых было трудно отказаться. Руководство фирм вызывало своих бухгалтеров, они предъявляли векселя, дабы потенциальные покупатели смогли воочию убедиться в их наличии. Тем временем бандиты узнавали, в каком месте постоянно находятся векселя. Когда стороны выражали обоюдную заинтересованность в завершении сделки, преступники просили отсрочки на 10 дней, чтобы приготовить необходимую сумму для покупки. За это время покупались фальшивые удостоверения сотрудников правоохранительных органов, в которые вклеивались фотографии бандитов. Вечером лжесотрудники правоохранительных органов подъезжали и, предъявляя охране липовые удостоверения, требовали разрешения пройти внутрь. Как только за ними закрывались двери, охрану связывали, избивали, взламывали сейфы, а содержимое похищали. Только в 2 случаях привычная схема ограбления не сработала.
Опытные бухгалтеры, показывая векселя, заподозрили неладное и перепрятали ценные бумаги так, что злоумышленники их не смогли обнаружить.
В 1997 году применялась уже новая схема. Гастролируя по городам, бандиты снимали по нескольку квартир и создавали из жилплощади видимость офиса. Затем давали объявления, что по адресам арендуемых квартир располагается офис компании, которая выкупит векселя и другие ценные бумаги по выгодным ценам. Заинтересованные в продаже ценных бумаг предприниматели приходили в липовый офис. Один из лжефирмачей, игравший роль охранника, запускал посетителей, другой – представлялся директором компании. Остальные же члены преступной группы находились в соседней комнате, ожидая условного знака. Если лжедиректор убеждался, что у посетителя с собой есть деньги, ценные бумаги, то он подавал ранее обусловленный сигнал, и в дело вступали затаившиеся подельники. Избиения сопровождались угрозами в адрес потерпевших, дескать, если последние попробуют обратиться в полицию, то навлекут беды не только на себя, но и на своих родственников.
В 1998 году схема ограбления была в очередной раз изменена. Преступные действия чаще разворачивались на оптовых рынках. Продавцам предлагался дешевый товар. К примеру, 1,5 десятка тонн сливочного масла. Если торговцы проявляли интерес к продукции по очень выгодным ценам, то их приглашали в “головной офис”, на съемную квартиру. Здесь находился образец желаемого товара – коробка заранее купленного масла.
Когда заинтересованные покупатели предъявляли деньги, то из других комнат выходил главарь с подельниками и забирали наличность.
Судом установлено, что организованная гражданином Р. ОПГ за период своего существования, с осени 1995 года по сентябрь 1998 года, совершила 119 преступлений, из которых 83 эпизода относятся к категории особо тяжких.
ШЫМКЕНТ – АКТОБЕ