Банально и скучно

У нас (имеется в виду весь бывший Советский Союз) принято считать братьев-режиссеров Никиту Михалкова и Андрея Кончаловского мэтрами, светилами от кино и едва ли не гениями. Сами братья, судя по публичным выступлениям первого и книгам второго, это убеждение вполне разделяют. Правда, как-то незамеченным остается то, что все их успехи остались далеко позади: в СССР, где оба сделали себя имя (а Кончаловский позже подтвердил его на Западе), и начале 1990-х, когда Михалков снял “Утомленных солнцем”, а Кончаловский – “Курочку Рябу”. Однако последующие их работы наводят только на одну мысль: братья сдулись. Сейчас, правда, на Венецианском фестивале должны презентовать новую картину Михалкова “Двенадцать” – римейк “12 разгневанных мужчин” Сидни Люмета, и, надеюсь, в наш прокат этот фильм попадет. А вот “Глянец” Кончаловского не оставляет других вариантов диагноза: бездарно и скучно.

“Глянец” – это история ростовской девушки Гали (Юлия Высоцкая), которая мечтает о покорении Москвы, в частности, модельного подиума, и с этой целью приезжает в столицу. С вокзала она бежит в редакцию модного журнала Beaty, где, естественно, получает от главного редактора (Ирина Розанова) от ворот поворот. Каким-то образом (каким – авторов не интересует) Галя устраивается швеей в модельный дом Макса Шифера (Ефим Шифрин). Тут за нее хлопочет старый ростовский знакомый, и карьера Гали, рабочая и жизненная, начинает идти в гору…

Возможно, сейчас Кончаловский думает, что снял некое откровение. Раскрыл зрителям правду о том, какое, простите, дерьмо весь этот f…ing шоу-бизнес, а с ним и модельный. Какие нехорошие (ой нехорошие!) вещи творятся в мире богатых и знаменитых. И на что только ни готовы пойти люди, чтобы добиться успеха.

Да вот незадача – ничего нового “Глянец” не открыл. Фильм опоздал лет на 10–15. Такое впечатление, что последние годы Кончаловский жил не в России. Фактически он собрал набор штампов из газет и Интернета, на основании которых признался в собственной нелюбви к явлению глянца, в результате чего получилась киношная карикатура для своих. Причем штампы и клише Кончаловский собрал самые-пресамые отрицательные. Да еще, походя, врезал по физиономии российской глубинке: если Москва выглядит уродливо духовно, то провинция – физически.

Кроме всего прочего в “Глянце” в неизвестном направлении исчезают целые сюжетные линии и персонажи. А другие – возникают из ниоткуда. Практически ни одной удачной роли, за исключением Ирины Розановой и Алексея Серебрякова, сыгравшего “голубого” завсегдатая модной тусовки.

Ну и главная “фишка” Кончаловского, всю жизнь снимающего своих жен и любовниц в своих же фильмах, – Юлия Высоцкая в главной роли. Она, конечно, похожа на Грейс Келли (немаловажный сюжетный момент), но вот другими талантами не отличается. Даже южный говорок из ее уст выглядит фальшиво. Фальшивее, чем у Анастасии Заворотнюк в “Моей прекрасной няне”, а ведь хуже, казалось бы, некуда.

Оценка зрителей на сайте www.imdb.com (Internet Movie Database) – 5,7 из 10.

Оценка автора – 3 из 10.

Интересный факт

Соавтором сценария Кончаловского выступила небезызвестная Дуня Смирнова – соведущая программы “Школа злословия”, автор сценария фильмов Алексея Учителя (кроме “Космоса как предчувствие”) и режиссер картины “Связь”.