Бакытжан Сагинтаев назвал причины задержки строительства метро в Алматы, передает Tengrinews.kz.
На брифинге журналисты сообщили акиму Алматы, что метро в городе очень долго строилось.
"Какие перспективы на сегодняшний день по метро? Последние станции никак не могут достроить. Когда достроят оставшиеся две станции? Сколько на это выделено денег? Когда все это будет осуществлено, если, конечно, будет осуществлено?" - завалила Сагинтаева вопросами журналист.
Глава мегаполиса ответил, что последние две станции "Достык" и "Сарыарка" сейчас строятся в рамках ранее заявленного проекта, предусмотренного на 2015-2021 годы. По его словам, финансирование идет в рамках данного плана - на их строительство было предусмотрено 67 миллиардов тенге.
- В конце этого года по этим двум станциям мы должны осуществить технический запуск и движение в тестовом режиме. Конечно, прошлый год нам сильно помешал: рабочие болели, техника из других стран вовремя не пришла. Естественно, это оказало свою роль в сдерживании темпов строительства. Но тем не менее мы сейчас наращиваем темпы. Готовность двух станций составляет к этому моменту 80 процентов.
Понятно, что Алматы в горной местности находится, поэтому под землей расположены огромные валуны - очень быстро под землей прорыть и пройти не получится. Там имеются совсем другие технические сложности. Плюс есть проблема выкупа земельных участков, которые находятся над землей. На месте и возле станции "Достык" были выкуплены 44 дома, на это было потрачено 2,7 миллиарда тенге. Если владелец не был согласен с предложенной компенсацией, то подавал в суд. Там вызывался независимый оценщик, и далее спор решался. Но на это тоже время ушло, - сказал Сагинтаев.
По его словам, на данный момент начинается строительство также двух других станций - "Калкаман" и "Автовокзал "Западный". Проектная стоимость первой из них составляет 48 миллиардов тенге.
- Однако деньги для этого мы еще не получили. Потому что метро полностью финансируется правительством. При этом на этом отрезке метро мы должны выкупить порядка 148 земельных участков. Их предварительная оценка составляет девять миллиардов тенге. Этих денег у нас тоже пока нет.
Вот вы задаете вопрос: "Долго ли еще ждать?" Надо сначала с людьми договориться и их имущество выкупить. Мы не можем заходить снизу и рыть, когда сверху стоят тяжелые дома. Поэтому такие вопросы есть и в строительстве развязок, и в пробивках улиц. Если люди не соглашаются с оценкой их собственности, то это их конституционное право. Пока мы с ними не договоримся по цене и не придем к единому соглашению, мы не можем подходить к этому дому. Это тоже издержки в нашем производстве - почему сроки строительства иногда увеличиваются, - добавил аким Алматы.
Как сообщалось ранее, протяженность станций "Достык" и "Сарыарка" составляет 3,1 километра. Они проходят вдоль проспекта Абая в западном направлении от проспекта Алтынсарина до улицы Момышулы. В настоящее время выполняются работы по внутренней чистовой отделке станций, благоустройству территории, подводке внешних и внутренних инженерных сетей и систем автоматизации, сигнализации и связи, монтажу технологического оборудования.
Кроме указанных станций, в 2020 году начато строительство станции "Калкаман" и перегонных тоннелей протяженностью 2,5 километра. Далее планируется продление второй очереди метрополитена от станции "Калкаман" до станции "Автовокзал "Западный". Последняя находится на пересечении улицы Ашимова и проспекта Райымбека.
- Это позволит связать западные районы с историческим центром Алматы. С открытием новых станций ожидается рост пассажиропотока с нынешних 43 тысяч человек в сутки до 119 тысяч. Кроме того, рассматривается строительство метрополитена в западном направлении до международного аэропорта, а также в северном и южном направлениях. Вместе с тем закупаются восемь новых составов электропоездов. С полным запуском двух станций прогнозируется увеличение пассажиропотока до 86 тысяч человек в сутки, - сообщали городские власти.