Байки про рога и копыта

По официальным данным, на поддержку сельского хозяйства в 2004–2008 годах было потрачено 500 миллиардов тенге бюджетных денег. В 2009–2012 годах в село намерены влить еще 668 миллиардов тенге. Но молоком, мясом, маслом страна себя обеспечивать так и не научилась.

Если вы живете в городе, то мясо на вашем столе, скорее всего, коров и овец, выращенных на гормонах где-нибудь в Австралии или Китае. Но в Минсельхозе считают, что в Казахстане никаких проблем с мясом нет. Судя по официальным отчетам, его просто некуда девать: по неким “нормам потребления” стране требуется около 757 тысяч тонн мяса и мясопродуктов в год, а в 2008 году мяса и колбасы заготовили аж на 120 тысяч тонн больше. Статистика радует глаз: с 1999 по 2007 год производство говядины увеличилось на 19 процентов, баранины – на 25 процентов, свинины – на 45 процентов, мяса птицы – на 21 процент...

– Откуда берутся цифры о постоянном росте поголовья и все эти проценты? – удивляется председатель Союза фермеров Казахстана Ауезхан ДАРИНОВ. – Никаких серьезных успехов в животноводстве, о которых рапортует Минсельхоз, мы не видим. Местные акиматы дают цифры, а потом на основе этих данных в министерствах разрабатывают какие-то программы, строят заводы по переработке. А мяса-то нет!

Например, в Астане – за счет государства! – построили два мясоперерабатывающих комплекса, а потом выяснилось, что они обеспечены сырьем только на треть, отмечает Ауезхан Даринов.

Пока чиновники пишут рапорты об успехах, страна все плотнее “подсаживается” на заграничные поставки. “Ножек Буша” в Казахстан теперь поступает почти в семь раз больше, чем 9–10 лет назад: в 2000 году в республику завезли около 20 тысяч тонн птичьего мяса, а в 2008 году – 132 тысячи тонн. Итог: из каждых четырех килограммов куриного мяса, которые мы покупаем, только один – местного производства.

Импорт говядины тоже растет гораздо быстрее, чем число коров: за семь лет – в 11 раз.

Себя бы прокормить

Село кормит мясом в основном само себя. Если в 1990-м сельскими жителями были 42,6 процента казахстанцев, то сейчас, несмотря на миграцию в города, на земле живут 47 процентов наших граждан. Скота становится больше, но и число едоков в селах страны ежегодно растет на 25–35 тысяч человек. На мелких частных подворьях выращивается 83 процента всех отечественных коров, примерно столько же свиней и немного меньше баранов.

Почти вся работа на местных подворьях делается вручную по технологиям начала XX века, да и техника еще с советских времен.

В последние годы до чиновников наконец дошло, что мелкие фермы, возникшие на месте совхозов, горожан прокормить не могут. В 2006 году Минсельхоз решил помогать фермерам объединяться в кооперативы и даже пообещал за это льготные кредиты. Толку из этого вышло мало: на сегодня объединились только 7 процентов средних и мелких сельхозформирований и 0,15 процента личных подсобных хозяйств. А без техники, кормов и поддержки государства (которая “мелким” не достается) казахстанское животноводство не успевает поставлять в города мясо в достаточных количествах...

Нас завалят дешевым мясом?

Когда Таможенный союз заработает, наши фермы не выдержат конкуренции, считает директор Алматинского мясоперерабатывающего комплекса Илья ТИМОФЕЕВ:

– В южной столице, как и в большинстве городов Казахстана, дешевого и качественного мяса не хватает. Половина говядины в Алматы заво­зится в замороженном виде из-за рубежа, главным образом из Кыргызстана. У нас заниматься выращиванием скота невыгодно, нет серьезной поддержки со стороны государства. Очень дорогие корма, а дешевых кредитов нет. Выделяются какие-то деньги по линии Минсельхоза, но я не слышал, чтобы их получали обычные фермеры. Крестьянам проблематично получить даже положенные по закону льготы, например, дотацию на засеянные площади. Когда начнет действовать Таможенный союз, Россия и Белоруссия завалят наш рынок своим мясом, которое у них дешевле нашего благодаря продуманной господдержке.

Три года без прибыли?!

В нашей стране мясной бизнес – это скорее хобби.

На ферму “Поплавок” в селе Жетысу Алматинской области иногда ездит телевидение – снимать достижения нашего животноводства. Хотя ее владелец Сергей ЧЕРЕПАНОВ считает, что он работает не благодаря, а вопреки системе, сложившейся в последние годы на селе.

Участок земли с разрушенными складами ядохимикатов он купил пять лет назад. Деньги на животноводческую ферму были взяты из другого бизнеса, с мясом никак не связанного. “Кредит взять под крестьянское хозяйство сейчас практически невозможно, – говорит Сергей, – да и бесполезно, наверное. Например, в прошлом году выделяли деньги на поддержку села по линии “Самрука”. Честно скажу: я не слышал, чтобы их смог получить кто-то из тех фермеров, кто реально занимается землей или скотиной. Например, в банке, куда я подавал документы, за месяц такой же льготный кредит пытались получить 900 человек, но безуспешно”.

Обычному человеку, который не имеет родственников или друзей среди чиновников, уверен Сергей Черепанов, не стоит даже пытаться заработать деньги на мясе: “Чтобы построить вот такую ферму, надо годами собирать документы, проходить согласования и разрешения. Вы потратите несколько лет на получение госактов, на подключение к свету и воде. А после этого к вам придут проверяющие”.

На ферме есть козы, лошади и даже олени, но на мясо “Поплавок” выращивает только свиней. Разводить овец и коров сейчас невыгодно, считает фермер, для этого нужно много земли. А ее уже купили люди, которые зарабатывают совсем в других сферах. “Они покупали землю как товар для перепродажи. А мясная или молочная ферма начинает приносить прибыль через три года, не раньше. И все эти три года в нее нужно только вкладывать. Такой бизнес в нашей стране, где все привыкли к легким и быстрым деньгам, считается неинтересным”.

Вопросы главе Минсельхоза Акылбеку КУРИШБАЕВУ и президенту “КазАгро” Асылжану МАМЫТБЕКОВУ: Почему, несмотря на многолетнюю поддержку животноводства, импорт мяса растет гораздо быстрее собственного производства?

И есть ли у Министерства сельского хозяйства продуманные программы реальной поддержки сельчан, выращивающих скот?

Иван ВОЙЦЕХОВСКИЙ