Бабушек приравняют к дедушкам

Обсуждение шло нервно и долго. Более двух часов “круговую оборону” законопроекта держали министр труда Серик АБДЕНОВ, председатель Нацбанка Григорий МАРЧЕНКО и вице-премьер Кайрат КЕЛИМБЕТОВ.

В представленном документе прописаны нормы по созданию Единого национального пенсионного фонда (ЕНПФ). Все средства 11 накопительных пенсионных фондов – а это 3,116 триллиона тенге – до 1 июля этого года предлагается объединить, управление активами будет вести Нацбанк.

Отвечая на вопросы, Григорий Марченко нарисовал страшную картину:

– Сейчас все хорошо – и у нас общество в иллюзии, что так будет всегда, и денег в Нацфонде хватит на всех и надолго. Но если не вводить изменения в солидарную систему – я еще раз хочу подчеркнуть: солидарную, – то, согласно расчетам, к 2032 году бюджет должен будет залезть в Нацфонд для того, чтобы выплачивать текущие пенсии, а к 2042 году Нацфонд закончится.

А потому стаж для начисления солидарной пенсии будет по-прежнему браться до 1998 года. Он уже пошел у казахстанцев на убыль. Главным “кошельком” пенсионеров станут их пенсионные накопления. Рассчитывать они смогут только на те взносы – обязательные 10-процентные и добровольные, – которые они перечислят в накопительный фонд. И – на “добровольно-принудительные” 5 процентов, которые будут отчислять работодатели на вредных и тяжелых производствах.

Мнение многих мажилисменов озвучил депутат Владислав КОСАРЕВ:

– Я считаю, что вы хотите снять с государства ответственность за пенсионное обеспечение стариков. А не следствие ли это того, что правительство слабо управляет экономикой? Это один вывод. Второй вывод: вы вводите новую пенсионную систему, которая, может быть, позволит толковым ребятам крутить деньгами народа, как хотят.

В гудящем от реплик зале заседаний тоже звучало, и куда в более резкой форме: “не нужно бюджет разбазаривать”, “сколько провальных проектов”, “миллиарды пропадают”. Выражали депутаты и в выступлениях свои сомнения по поводу эффективности управления триллионами единого фонда.

Устав от прямых намеков, Григорий Марченко рассердился:

– Если нам нет доверия – пожалуйста, попробуйте сами это сделать… Мы себе эту сферу ответственности или полномочия не просили.

А после колкого напоминания депутата Азата ПЕРУАШЕВА о совести – она, мол, “нам всем нужна и вам в том числе” – вообще дистанцировался от авторства идеи объединения фондов:

– Вы знаете, та система, которая работала, она могла бы теоретически работать и дальше. Но было принято политическое решение об объединении фондов. Я еще раз говорю, что это – не инициатива Нацбанка, и мы этих денег не просили.

Вместе с законопроектом разработчики “вкатили” в Мажилис на обсуждение и “пробный шар” – об увеличении пенсионного возраста для женщин. Его предложили поднять до 63 лет, в течение 10 лет отодвигая выход на пенсию каждый год на полгода.

Почему? А опять-таки исходя из бюджетных возможностей. Получают наши женщины меньше, значит, накоплений у них на четверть ниже, чем у мужчин, выходят на пенсию раньше. А живут дольше.

Любопытно, но самое бурное возмущение последовало от

мужской части депутатского корпуса: как предполагается решать вопрос занятости женщин? Кто возьмет на работу женщину-штукатура в 60 лет? Однако представители правительства уверяли: другого выхода нет.  

– Мы сейчас вносим это предложение в правительство. Если оно рассмотрит и одобрит, внесем в Парламент, – пояснил вице-премьер Кайрат Келимбетов.

Словом, этот болезненный вопрос пока  остался открытым.

Астана