«Мы хотим в части усиления полномочий антимонопольного органа как ФАС России взять под контроль торги и закупки, есть специальная норма модельного закона (модельного закона ТС «О конкуренции) - «Антимонопольные требования к торгам, запросам, котировкам цен на закупаемые товары». Сейчас у нас открытая территория, российский и белорусский бизнес будет входить на нее, в то же время признаем честно, что по многим вопросам мы неконкурентны сегодня с ними и по ценам, и по другим качествам. Мало того, что мы неконкурентны по услугам и товарам, так у них существует возможность антимонопольного контролирования со стороны ФАС по вопросам торгов, запросов котировок цен на товары», - сказал Берекетов на форуме «Актуальные вопросы госрегулирования деятельности субъектов естественных монополий и регулируемых рынков».
«То есть если наш бизнес соберется зайти и поучаствовать в каких-то тендерах или торгах на территории России, то есть контролер со всеми его рычагами воздействия в лице антимонопольного ведомства. Есть возможность недопущения этих субъектов на российский рынок. Это связано с наличием у ФАС полномочий вносить в список недобросовестных поставщиков любых субъектов, включая казахстанских - почему такого рычага воздействия не должно быть у антимонопольного органа Казахстана?», - добавил он.
«Думаю, он должен быть, нам нужна любая конкуренция, в том числе - и с участием российского и белорусского бизнеса, но учитывая, что мы живем в одном экономическом пространстве, мы должны говорить об интересах нашего государства, мы предполагаем, что у нас должна быть возможность применять ответные меры, зеркальные, чтобы мы могли также приостанавливать вхождение на рынок субъектов других стран. Конечно, должны быть законные основания для такой меры, но такой рычаг должен быть, мы попытаемся в этом убедить наши госорганы. Об этом говорит наш бизнес, национальная палата предпринимателей тоже», - подчеркнул представитель АЗК.
Заместитель директора департамента юридической службы Агентства напомнил, что модельный закон «О конкуренции» уже разработан и подписан главами государств, и «имеется поручение трех президентов - предусмотреть лучшие нормы модельного закона в своем национальном законодательстве». «Для нас важна возможность применения ассиметричных, зеркальных мер в отношении субъектов, которые будут входить на территорию Казахстана», - отметил он.
В связи с этим АЗК уже подготовило изменения в национальный закон «О конкуренции», предусматривающий включение в него норм модельного закона Единого экономического пространства. «Проект этого закона нами уже подготовлен, мы его уже отправили госорганам на согласование, хотим посмотреть на их реакцию на наши предложения, некоторые госорганы уже высказали свое отрицательное отношение - мол, никаких изменений в закон «О конкуренции» вносить не надо, но очевидно, что все нормы, которые упрощают жизнь субъекту рынка, должны быть внедрены. Мы и дальше будем работать с этими госорганами, чтобы их убедить в необходимости данного законопроекта», - сказал Берекетов.
«Одна из самых лучших предлагаемых норм, по которой мы не ожидаем какого-либо сопротивления - это возможность применения таких мер до привлечения к ответственности, как предупреждения и предостережения. Предостережение - это если мы обнаружим намерения какого-то поведения субъекта бизнеса или госоргана, противоречащие действующему антимонопольному законодательству, то мы направляем в письменной форме официальный документ, где предлагается не применять на практике те заявления, которые были ими высказаны. Таким образом, предупредить, что в случае реализации намерений могут быть применены штрафные санкции, административная ответственность. Почему мы должны работать с рынком по принципу «обнаружил - наказал»? У нас есть понимание, что на такие действия субъект рынка может пойти по незнанию, и если мы будем применять такой превентивный рычаг, думаю, бизнес будет это приветствовать», - продолжил представитель АЗК.
Предупреждение, по его словам, это «официальная мера реагирования перед применением штрафных санкций по тем или иным видам нарушений, состав которых мы сейчас уточняем». «Мы говорим: у нас есть возможность вас наказать по такой-то статье, с такими-то санкциями, но прежде мы вас хотим предупредить и попросить устранить те или иные уже совершенные действия, то есть предупреждение будет производиться уже по факту совершенного правонарушения. Тогда у субъекта рынка появляется возможность устранить нарушения, привести все в первоначальное положение без штрафа. И если после предупреждения субъект или госорган не намерен это делать, тогда мы обязаны будем применить к нему санкции, но все будут понимать, что мы играем открыто», - подчеркнул он.
Представитель антимонопольного органа заметил, что предупреждение будет обязательной предварительной мерой перед наказанием, только не по всем, а по некоторым видам нарушив этот перечень. «Мы хотим пересмотреть понятие «доминирование». Модельный закон под доминирование относит и монополистов, а у нас они отдельно регулируются АРЕМом. Мы понимаем, что есть определенная политика, но мы все-таки сделаем попытку на эту тему еще раз поспорить и подвести всех под существующий в мире порядок, когда и доминанты, и монополисты будут регулироваться одинаковым образом. Эта дискуссия будет очень болезненной, она связана с целым рычагом госрегулирования в лице АРЕМа. Но попытка будет, думаю, никто это не осудит», - добавил Берекетов.
«Российскую норму об экономической концентрации, когда при создании юрлица требуется обязательное согласование с антимонопольным органом, мы принимать не будем, нам она не нужна, а вам (представителям бизнеса) - тем более», - перешел он к тем нормам модельного закона ЕЭП, которые Казахстан не намерен имплементировать в национальное законодательство.
«Есть еще ряд процессуальных действий, полномочиями по которым сегодня обладает ФАС - проведение осмотров, обысков, изъятий - мы, честно сказать, не готовы сегодня перейти к такие же мерам воздействия и полагаем, что нам это не нужно: в крайнем случае, для проведения оперативно-розыскных мероприятий мы можем попросить наши правоохранительные органы об этом, зачем создавать отдельную структуру, которая «корочками» будет всем угрожать?», - добавил Берекетов.