Любая мастерская – параллельный мир. Даже если окна мастерской выходят в сад и огород, а там банальные грядки и стандартный набор цветов. Даже если за окном, надрываясь, визжит пила, а солнце нещадно палит и в воздухе расползается летняя лень. В большой комнате составлены вместе несколько столов и огромные сосуды с кисточками всех размеров и форм, какие-то срезы, щетки, лопаточки. Здесь же накрытые целлофаном ждут своего часа неоконченные вещи.
Сергей занимается керамикой около 15 лет, проводит выставки и занятия для тех, кто хочет освоить это мастерство:
– У нас не так много керамистов, которые могут делать интересные вещи. Хотя это странно: весь мир увлечен керамикой. Даже если не брать такие древние страны, как Китай и Япония, где это просто культ, в Европе, Америке, Австралии у этого ремесла также большая популярность. У нас в Казахстане керамика слабо развита, приходят люди на выставки и спрашивают: что это такое? Хотя у каждого дома есть такая посуда.
– А в чем потребительский интерес?
– Я не делаю вещи массового производства, которые можно использовать в быту. Это рассчитано на коллекционеров.
Итак, для начала нужна глина. Процесс творения начинается с тщательного ее разминания. Уже на этом этапе важно следить за тем, чтобы руки были влажными. Только тогда глина будет податливой и не потеряет нужной консистенции. Когда глина подсыхает, с ней уже невозможно ничего сделать.
– Это такой живой процесс, сложно предсказать результаты. Я сразу говорю ученикам, что в керамике 80 процентов – технология, а 20 процентов – творчество. Как бы ни была великолепна задумка, если процесс пойдет не так, изделие может просто взорваться в печи, когда в стеночках остаются пузырьки воздуха.
Кропотливый процесс разминания глины увлекает и даже гипнотизирует наблюдателя. Можно легко представить: каково это – ощущать в руках послушный материал…
Лучше не откладывать работу надолго, чтобы глина не высохла. Но, если необходимо сделать перерыв, лучше всего завернуть изделие в целлофан. Сергей говорит, что оставлять его на долгий срок нежелательно, потому что в процессе обязательно возникает энергетическая взаимосвязь между творцом и изделием, и она может исчезнуть.
После того как глина размята, можно переходить к формованию. Здесь очень много способов, Сергей использует вытягивание. Равномерно и удерживая нужный объем, художник придает форму будущему объекту. Кажется, что движения пальцев Сергея остаются прежними, но вот неуловимо из кусочка глины появляется полусфера.
Несмотря на магию постепенного преобразования, здесь невозможно просто наблюдать за тем, как ловко Сергей управляется с материалом. На полках стоят готовые работы и заготовки разного авторства. Все они немного выдают характер своего создателя.
– А есть какие-то противопоказания для занятия керамикой?
– Одно из важных свойств для керамиста – терпение. А многие, даже просто размяв глину в руках, понимают: это не мое. Еще нужно быть готовым, что это довольно грязная работа. Все время в глине…
– А что самое приятное в процессе работы?
– Постоянный контакт с материалом. Когда появляется форма и ее нужно довести – тоже интересный процесс, возникают линия, объем. Даже не обязательно это делать руками, я часто использую лопаточки.
Вообще инструменты для формования можно создавать самому. Здесь могут пригодиться неожиданные вещи, например, для оттиска на глине. Для полировки можно использовать даже камни. Иногда это продиктовано тем, что сложно найти специальные материалы для работы с керамикой. Впрочем, настоящих творцов это никогда не останавливало. Сергей предупреждает, что в процессе работы не следует слишком подавлять материал. Нужно думать, как заставить его подчиниться воле автора. Уговорить, одним словом. Как говорят японцы: относиться к материалу, как мужчина к любимой женщине.
Слепить и обжечь – мало. На этом работа не останавливается. Дальше можно использовать разнообразные приемы придания глине неповторимости: задымление, покрытие глазурью. Как правило, для готового изделия необходимо два обжига.
– Сейчас я задумал серию, так что мне не нужно ждать вдохновения, это все время у меня в голове. Серии мне нравятся тем, что это, как в природе: она дает какой-то цветочек, их в поле миллионы, но каждый уникальный. Нет повторений, только импровизация.
Сергей говорит, что керамика – самый древний вид искусств. Ведь глина есть везде, и люди очень быстро научились ее обрабатывать. Ее прелесть в том, что ни один другой вид искусства, пожалуй, не может сочетать в себе все четыре стихии: огонь, воду, воздух и землю. А керамика – может.