– Вы так резки в своих выступлениях – приходилось наблюдать, как даже самые невозмутимые министры очень нервничали после ваших реплик.
– Я поднимаю вопросы, которые обычно решаются закрыто от общества. Заметьте, меня недолюбливают и “бюрократы” из чиновников, и “радикалы” из внесистемной оппозиции. Потому что эти люди из одного теста. На первом месте у них борьба за власть. А большинство здравомыслящих людей дележка портфелей не интересует. Мы просто хотим достойно жить в достойной стране. Ведь Казахстан имеет все необходимые условия для этого: и богатейшие недра, и талантливый народ. Нужно лишь, чтобы госорганы считались со своими гражданами, работали прозрачно и прогрессивно. Этого ведь требует от госслужащих Президент. К сожалению, чиновники нередко считают себя выше или “умнее” других людей и предпочитают действовать по-своему.
– В Мажилисе у фракции партии “Ак жол” всего 8 человек. Как можно решать те задачи, которые вы ставите, семью процентами голосов?
– Можно. Потому что нормальным людям не безразлично, в какой стране жить. Так, в Законе “О зерне” мы категорически возражали против намерений Минсельхоза ввести электронные зерновые расписки. Мы уже сталкивались с похожими идеями, когда отчетность по налогообложению переводили в электронный формат. Масса случаев, когда из-за сбоев оборудования в налоговых органах наказывали и штрафовали предпринимателей. И что? Стали дублировать – и на е-mail отправляют, и в письменном виде. В итоге под видом сокращения документооборота имеем двойной оборот – бумажный и электронный. Наши аргументы были приняты, от идеи электронных расписок отказались.
– Случается, насколько известно, и когда ваши предложения не проходят…
– К сожалению, да. Многие наши предложения блокировались большинством еще в рабочих группах. Когда не находилось аргументов для спора по существу, руководители рабочих групп попросту отправляли такие предложения на заключение правительству. А потом объясняли: правительство не одобрило – и получали основание голосовать против без дальнейшей дискуссии. Хотя по требованиям регламента Мажилиса, по Конституции и Закону о Парламенте и статусе депутатов на заключение правительству направляются только те предложения, которые требуют увеличение расходов бюджета. Но ведь многие наши вопросы совсем другого порядка. Они касаются прав и интересов граждан, интересов малого и среднего бизнеса.
Сегодня идет острая дискуссия по законам о гражданской защите, об органах внутренних дел, о дорожном движении, где “Ак жол” предлагает отменить техосмотр для личных автомобилей, отказаться от применения оружия полицией без предупреждения и т. п. На последних рабочих группах при обсуждении наших поправок никто с ними уже даже не спорит, настолько эти претензии очевидны. Но, правда, голосуют по-прежнему против.
– Ваша депутатская фракция критически высказывается по поводу налоговой политики.
– Фискальная политика должна строиться из того, что источником налогов служат доходы. У нас же сегодня экономика опирается не на доходы, а на штрафы. Это мертвая петля. И производителей становится все меньше. За 4 года число юрлиц сократилось на 17 процентов, индивидуальных предпринимателей – на 10,5 процента. Это очень тревожно. И то, что сегодня по ним бюджет недобирает, перекладывают в виде штрафов на тех, кто еще держится. Не случайно при падении доходов по налогам поступления по штрафам перевыполнены в 1,5 раза. Но ведь это не может продолжаться бесконечно. Любая проверка заканчивается штрафами, пеней, доначислениями. Задолженность лжепредприятий перекладывается на действующий бизнес, получается двойное налогообложение.
В Южном Казахстане в очередной раз задержали одного из руководителей налогового комитета, который покрывал деятельность 60 лжепредприятий. Повсеместными стали откаты за тендеры. Это что? Скрытая форма налогообложения, которая забирает у бизнеса его прибыль. Сначала бизнес грузят откатами, он вынужден обналичивать для этого суммы через лжепредприятия, созданные самими налоговиками, потом начинаются проверки, штрафы… К тому же акиматы требуют спонсировать различные мероприятия, “благотворительные” фонды и т. п. В итоге предпринимателю ничего не остается, происходит сворачивание бизнеса. А государство вроде столько денег вкладывает в развитие…
– Почему при таком мощном потенциале, каким обладает Казахстан, проводимые реформы и внедряемые программы не дают той отдачи, на которую рассчитывали? Каково, например, ваше отношение к Таможенному союзу?
– Есть хорошее выражение у Канта: “Есть две вечные вещи в мире – это звезды в небе и моральный закон во мне”. Надо, во-первых, дружить с головой. Во-вторых, дружить с сердцем. Весь секрет. У нас сегодня много людей с дипломами, но это еще не образованность. Образованность означает не только классическое образование, но и ответственность за то, как ты этими знаниями распоряжаешься, приносишь ли пользу своей стране, своему народу. А не только себе самому.
Относительно Таможенного союза: поймите, у нас есть два варианта. Первый – закрыться в своей лавочке, в своей ракушке и жить изолированно. Тогда забудьте про современную продукцию, качество жизни. Второй вариант – жить со всем миром на одном уровне, иметь доступ к товарам, к лучшему качеству жизни. Тогда мы должны быть частью этого мира, этого рынка и играть по его правилам. А правило здесь – конкуренция. Но в этой конкуренции, имея такого соседа, как Китай, много ли мы “наконкурируем”, если уже в 90-е потеряли свою кожевенную, текстильную, швейную отрасли, производство товаров народного потребления? Поэтому Таможенный союз – это формат вхождения в конкуренцию, совмещенный с защитой отечественных производителей. Сегодня такая возможность есть. Но вопрос: сможем ли мы реализовать этот потенциал? К сожалению, в рамках Таможенного союза мы свои позиции пока сдаем. Причина все та же – отстаем в развитии обрабатывающей промышленности, особенно в производстве потребительских товаров. Вторая причина – пассивность в отстаивании интересов отечественных производителей в переговорах по техническому регулированию и условиям ведения бизнеса. Здесь инициатива также не на нашей стороне, а у белорусов и россиян.
Но, в любом случае, Таможенный союз – это возможность войти в мир свободной конкуренции с защитным механизмом. Не случайно Таможенный союз, как и проект Евразийского экономического союза, все больше критикуют те, кто рассматривал страны бывшего СССР как сырьевую базу и рынок сбыта для собственной продукции.
Хотя, конечно, и Таможенный союз – не панацея. Как справедливо отметил недавно Президент, Казахстан, не раздумывая, выйдет из любого объединения, когда оно начнет угрожать нашей независимости и национальным интересам. Другое дело, что и госорганам надо не ждать, а наполнять эту независимость реальным содержанием, оперативно разрабатывать и внедрять механизмы поддержки отечественного бизнеса, например, в сфере госзакупок, где обращаются миллиарды, и на которые уже положили глаз союзники по Таможенному союзу.
– Как оцениваете социальную ситуацию в казахстанском обществе?
– Ситуация непростая. Причина не только в кризисе. При обсуждении отчета правительства об исполнении бюджета я говорил о том, что эффективность его работы не должна зависеть от того, сколько процентов бюджетных средств израсходовано. Потрачены миллиарды. А объем промышленной продукции уменьшился на 2 процента, сельского хозяйства – на 20, торговли – почти на 6 процентов. О чем это говорит? Об экономическом спаде, о свертывании реального сектора экономики.
842 миллиарда выделили на программу форсированного индустриального развития. Вроде бы колоссальные затраты, должен быть эффект. А видим совсем другой результат. При всех затратах из бюджета доля обрабатывающей промышленности застряла на уровне трехлетней давности. Тогда зачем финансировать? Эффективность работы любого государственного органа должна определяться, насколько удалось решить существующие проблемы, а не по тому, сколько денег при этом потрачено. Если за два года нет сдвигов в определенном секторе, нужно освобождать таких людей от должности без права работы на государственной службе. Пусть сами попробуют зарабатывать деньги и докажут свою состоятельность разумно распоряжаться собственными средствами.
По показателю ВВП на душу населения Казахстан вышел на уровень Европы. Но выйдите на улицу в любом районном центре, в селах. Можете вы сказать, что люди у нас живут, как в Европе? Нет. Почему? Потому что огромные суммы бюджета не доходят до цели. По данным международных экспертов, из Казахстана было выведено за годы независимости более 138 миллиардов долларов.
По отчетам Счетного комитета, некоторые госзакупки дочерних организаций госорганов проводились через офшорные зоны по ценам в 4 раза выше, чем внутри Казахстана. Это прямой вывод денег. И мы не знаем, было ли следствие, названы ли коррупционеры, возвращены ли деньги в страну. Вот и причина, по которой у нас разница в доходах между богатыми и бедными в шесть раз больше, чем в Европе. Поэтому, имея ВВП на уровне европейских стран, казахстанцы не получают того уровня и качества жизни, на которые могли бы рассчитывать.
Астана