Автострасти: цены и запчасти

Казахстанские водители помнят, как после вступления Казахстана в Таможенный союз и уравнивания пошлин с российскими цены на авто резко подпрыгнули из-за растаможки. Только вроде свыклись с этим – выяснилось: это не предел! Теперь Казахстану навязывают введение так называемого утилизационного сбора, который, как ни крути, ударит по карману водителей.

О том, кто лоббирует новые налоги, нам рассказали эксперты

Затраты на легковые авто могут в одночасье увеличиться на 100 тысяч тенге. Именно столько в пересчете – 20 тысяч рублей – составляет утилизационный сбор, установленный в России. Грузовые машины и автобусы обложат еще большим оброком – 150 тысяч рублей, в тенге это составит 750 тысяч!

Россия ввела утилизационный сбор, чтобы поддержать своих производителей, фактически это дополнительный налог для всех импортеров новых авто.

Но по мнению экспертов, этот сбор не должен распространяться на машины, которые завозят из стран Таможенного союза.

Казахстанская сторона потребовала отменить так называемый утилизационный сбор для автомобилей, собранных в нашей стране. Министр по делам экономической интеграции Жанар АЙТЖАНОВА даже объявила о готовности принять меры, если российская сторона не пойдет на уступки.

Но, несмотря на все возмущения, с 1 января этого года Россия обложила новым налогом все авто, в том числе и завезенные из Казахстана.  

Решение вопроса было передано в Национальную палату предпринимателей, мы связались с ее представителем в Парламенте Гани КАСЫМОВЫМ, чтобы узнать его мнение по этому вопросу.

– Я категорически против того, чтобы утилизационный сбор учитывался во взаимоотношениях с Россией, это удорожит наши авто. Понятно, что это была протекционистская мера для российского автопрома. Но мы-то тут при чем?

Когда в 2011 году мы вошли в Таможенный союз, то приняли тарифы российские уже с учетом утилизационного сбора. Для нас пошлины выросли до 30 процентов! У них там различные компенсации действуют, а нас просто обязали платить. Более того, они вступили в ВТО, и таможенные пошлины упали, а у нас так и осталось все на уровне 2011 года. Это нечестно по отношению к нашим гражданам. Мы уже два года платим лишние таможенные пошлины, так теперь еще и утилизационный сбор хотят ввести. Что в результате? Вы посмотрите, у нас машины 10-летней давности, люди не могут себе позволить новое авто.

На дорогах страны все больше старых авто, которые нуждаются в ремонте. Но и здесь – засада. По мнению экспертов, скоро запчасти на самые популярные марки авто могут стать дефицитом и резко вырасти в цене.

Каждый, у кого есть авто, знает, как бьют по карману ремонт и замена запчастей. На некоторые марки авто детали стоят бешеных денег, да и ждать их приходится неделями. Но вскоре удовольствие владеть автомобилем может стать еще дороже. А некоторым оно окажется вообще не по карману. Дело в том, что в Казахстане введен запрет на параллельный импорт. Что это такое и чем чревато, нам рассказал глава Независимого автомобильного союза Эдуард ЭДОКОВ:

– Первая волна всей этой эпопеи с брендовыми запчастями началась в 2012 году, тогда в реестр Таможенного комитета были внесены два бренда авто и был наложен запрет на параллельный импорт запчастей. По сути, это значит, что только сама компания-производитель может завозить запчасти, и никто больше. Теперь же с этого года ограничен не только ввоз запчастей, но и их продажа! Были отсечены сотни независимых поставщиков, которые раньше завозили оригинальные запчасти по более приемлемой цене и быстрее. Дело в том, что компания-производитель везет запчасти со складов в Бельгии, хотя все запчасти производятся в Юго-Восточной Азии, а потом доставляются в Европу. Независимые поставщики привозили такие же оригинальные запчасти, но со складов в Эмиратах, что значительно удешевляло их доставку. Это просто логистически выгодно! Теперь казахстанские водители будут просто-напросто переплачивать за доставку.

В Казахстане четверть машин – это около полумиллиона авто –  подпадает под запрет о параллельном импорте. Но их число может увеличиться, ведь и другие крупные бренды вскоре могут запретить завоз запчастей независимыми поставщиками. Сотни мелких ИП и ТОО уже вынуждены были закрыть бизнес.

– Приостановили продажу и крупные компании, которые снабжали государственные автопарки запчастями, – говорит Эдуард Эдоков. – А все потому, что наши законы не совсем совершенны. Существует понятие исчерпания прав интеллектуальной собственности, так вот по нашим законам оно наступает только после продажи товара внутри страны, а до того, как он здесь продан, на него еще есть права. Но в большинстве стран действует международный принцип: если товар продан однажды, то прав на него больше нет. Из-за этого у нас весь этот сыр-бор. Сейчас мы обращаемся к депутатам и законотворцам, просим внести ясность в этом вопросе.

Другая проблема в том, что раньше спрос перекрывали сотни компаний, а сегодня весь миллионный табун “железных коней” будет обеспечивать только один официальный дилер. А, как известно, дефицит всегда порождает рост цен…

Все помнят, с каким скандалом вводился запрет на ввоз правых рулей в Казахстане. Водители роптали, что их лишили возможности покупать новые качественные авто по более приемлемой цене. А тут аккурат под Новый год прошла новость, что теперь нельзя завозить авто, которые не соответствуют целому ряду новых требований.

Немногие водители еще в курсе, но 25 декабря 2013 года появилось постановление правительства о введении новых требований к авто, которые выпускаются в обращение на территории Казахстана.

Вообще-то введения новых требований по безопасности ожидали только в январе 2015 года. Поэтому предприниматели, которые занимаются поставкой авто, оказались в непростой ситуации. Товар они закупили, часто по заказу, но продать его теперь просто не смогут.

Никто не спорит: безопасность – это очень важно. Но некоторые пункты постановления вызывают у экспертов вопросы. Например, такое требование: автомобиль должен быть оснащен иммобилайзером – противоугонной системой. Эту дорогую “фишку” имеют далеко не все авто, водители пользуются более дешевой сигнализацией, и это их право, как охранять свое авто.

Также появилось требование “дневной ходовой огонь”. Требование к дневному свету у нас действует при выезде за черту города, каждый водитель знает это и включает габариты или фары сам. Теперь же все новые ввозимые авто должны иметь автоматический дневной свет, который включается сразу при заводе двигателя.

Возможно, наши чиновники просто решили облегчить жизнь рядового водителя? Но вопрос в том, что авто со всеми этими примочками могут стоить дороже. Да и не все марки вообще выпускают в такой комплектации.

Предприниматели, которые возят авто по заказу, считают, что это просто очередная попытка монополизировать авторынок. Выбора у обычного потребителя становится все меньше и меньше.

И не случайно, считают бизнесмены, в постановлении был введен еще один пункт, что эти правила для “автотранспортных средств, произведенных в странах – участницах Таможенного союза, вводятся в действие с

1 января 2015 года…”. То есть от российских автомобилей все это потребуют только спустя год. Вот такая забота о безопасности.