Автопарк Казахстана – мусор на колесах

Об этом говорят данные Бюро национальной статистики, сообщает портал "Караван.kz"

Состояние автопарка – один из главных индикаторов благосостояния общества. Нормальный срок жизни автомобиля – 10 лет. После этого от него стараются избавиться. Но если у населения нет возможности приобрести новую машину, ее эксплуатируют «до железки».

Старение парка грузовых автомобилей говорит об эффективности экономики в целом.

Состояние парка пассажирского транспорта, который в основном представлен автобусами, говорит об уровне экономического развития городов и их финансовом благополучии.

Всего в МВД РК зарегистрировано 4 млн легковых автомобилей, 454 тысячи грузовых автомобилей и 95 тысяч автобусов.


Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

Среди легковушек преобладают машины старше 20 лет – 49 %. До 3 лет – 6 %, до 7 лет – 9 %, до 10 лет – 14 %. Старше 10 лет – 21 %.

В грузовом автопарке ситуация еще сложнее: больше всего машин возрастом от 10 до 20 лет – 23 %. До 3 лет – 4 %, до 7 лет – меньше 5 %, старше 20 лет – 27 %.

Чуть полегче положение в общественном транспорте: больше 75 % автобусов старше 10 лет. И 37 % - старше 20 лет. Младше 10 лет – только 10 %. Совсем новых – до 7 лет – 14 %. Это следствие сложившейся в Казахстане практики, когда столицы и крупные регионы закупают машины для своих автобусных парков и после выработки ресурса их продают в регионы, где они работают до конца жизни. В Казахстане реальные доходы населения обесцениваются - Токаев

Старый автопарк негативно влияет на жизнь населения. Например, считается, что грузовой автомобиль грузоподъемностью до 5 тонн полностью вырабатывает свой ресурс до 7 лет. Более 5 тонн – до 10 лет. В бухгалтерском учете каждый год амортизационная стоимость автомашины уменьшается на 15 %. Примерно так же исчисляется срок эксплуатации автобусов.

С возрастом любой автомобиль требует большего ухода. Возрастают риски поломки и срыва работы. Для перекрытия этих рисков требуется держать не два грузовых автомобиля, а три. Это увеличивает в 1,5 раза расходы на обслуживание автопарка, требует увеличить число парковочных мест. Средняя скорость доставки груза увеличивается. В конечном итоге эти расходы накладываются на цену товара.

В общественном транспорте старение автопарка приводит к выходу с маршрута и увеличению интервалов между автобусами на одной линии. И набиванию людей в меньшее число автобусов.


Инфографика Айгуль АКЫБАЕВОЙ

Старение автопарка – болезнь всех регионов, за исключением Атырауской области и Астаны. Здесь число машин старше 10 лет «всего» 46 % и 47 % соответственно.

Больше всего доживает свой век автомобилей в Алматинской (84 %), Жамбылской (87 %), и Жетысуской (86 %) областях. В Алматы – 63 %, в Шымкенте – 57 %.

Больше всего автомобилей зарегистрировано в Алматы (494 тысячи единиц) и Алматинской области (487 тысяч единиц). В Астане зарегистрировано 295 тысяч автомобилей, 285 тысяч в Восточно-Казахстанской области и 284 тысячи в Карагандинской области.