Автомобиль – не роскошь, а средство пополнения казны

На прошлой неделе стало известно, что министерство национальной экономики подготовило проект постановления правительства об изменении ставки акцизов на бензин и дизельное топливо. Сегодня акциз за одну тонну бензина составляет 10 500 тенге, а с 1 декабря он должен вырасти до 24 435 тенге. В итоге, если в эти дни в цене за литр бензина на акциз приходится 8 тенге, к концу года будет уже 18 тенге. По словам министра национальной экономики Руслана ДАЛЕНОВА, главная причина этого шага – рост социальных расходов государства.

В ответ министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ в качестве компенсации “для наиболее уязвимых слоев, которые владеют автотранспортом” предложил отменить налог на транспорт для малолитражных автомобилей. Правда, ими Канат Алдабергенович назвал машины, оснащенные двигателями с объемом до 3 литров.

В прошлом году минфин заработал на транспортном налоге граждан 58 миллиардов тенге.

Это сравнимо с суммой акцизного сбора за бензин и дизтопливо – 67 миллиардов тенге. Если транспортный налог все-таки будет отменен, а размер акциза увеличен, выигрыш бюджета в 2020 году составит 35–40 миллиардов тенге. Сумма в принципе неплохая. "Хоть на 30 тенге повысьте, толку не будет": почему повышение акциза на бензин не спасет Казахстан от вывоза топлива из страны

Сколько человек получит освобождение от этого вида налогов? Комитет по статистике сообщает, что всего в Казахстане катается почти 3,7 миллиона легковушек. Почти все они принадлежат физлицам. Под министерское определение “малолитражка” попадает 3,4 миллиона единиц. Только 198 тысяч машин в стране имеют двигатель с объемом больше 3 литров. Итого под налоговую амнистию попадают девять из десяти “железных коней”.

Кстати, распределение “роскошных” тачек в принципе хорошо показывает, где живут более обеспеченные казахстанцы. Свыше половины “многолитражек” зарегистрированы в Алматы, Нур-Султане и Алматинскрй области. Меньше всего их в Туркестанской области – только 946 штук.

Позволит ли отмена налога компенсировать рост цен на ГСМ?

Самый популярный объем двигателя – от 1,5 до 2 литров. Такими оснащена половина нашего автопарка. Для них норматив потребления – 300–400 литров в год. Транспортный налог – 11 тысяч тенге. Если акциз вырастет только на 10 тенге, экономия каждого отдельного автолюбителя составит 7 тысяч тенге. А вот порог безразличия – 1 100 литров.

В 2013 году министерство финансов посчитало, что автомобиль с 3-литровым двигателем является роскошью. Тогда был предложен первый проект закона о налоге на роскошь. Он принят не был. На сайте минфина до сих пор идет обсуждение его концепции. Но налоги на автомобили с мощными моторами выросли. Для транспортных средств с объемом 2,5 литра ставка составляет 6 МРП, до 3 литров – 9 МРП, до 4 литров – 15 МРП, более 4 литров – 117 МРП.

Выходит, Канат Бозумбаев все-таки ввел налог на роскошь. Но каким-то замысловатым путем.

АЛМАТЫ