Автомобиль на завтра

Moscow International Motor Show – Московский международный автомобильный салон (MIMS) прошел в столице России с 28 августа по 4 сентября. В 11-й раз. И что же увидели посетители?

Формально эта осенняя московская выставка – крупнейший в СНГ автосалон.

Реально за 11 лет ее существования настоящих мировых премьер, кроме российских, на этой выставке представлено не было.

Причина отнюдь не в отсутствии интереса к главному автомобильному действу бывшей крупнейшей в мире территории со стороны мировых автопроизводителей.

Просто ровно через месяц во Франкфурте стартует уже европейская выставка. Вопрос “куда податься” даже не стоит: все “горяченькое” мир припасает для представления в Европе. Кроме того, автопромышленники жалуются на слишком высокие расценки Москвы на выставочные площади.

Ну а россияне не в претензии: тяготение к “отечественному автопрому” трудно выветривается. Вот и получается, что из премьер на MIMS – обычно 90 процентов российских. Правда, в этом году их серьезно подвинули китайцы.

Для того чтобы поднять авторитет своего выставочного бизнеса, россияне в этом году провели фактически две полноценные автомобильные выставки – ставший традиционным MIMS и “Интеравто”, прошедшая в третий раз.

Любопытно, что “Интеравто” раньше проводилась “в рамках Московского международного”. В 2007-м эта выставка решила стать самостоятельной, но… на одних площадях с MIMS.

Между тем у “Интеравто” есть все шансы встать в один ряд с крупнейшими мировыми автосалонами – ее участниками в 2007 году стали около тысячи российских и зарубежных компаний из 15 стран.

Что нам будет по карману?

Обычно на московских выставках фирмы-участники показывают то, что по карману жителям стран бывшего Союза. Тем не менее налицо рост интереса к нашему рынку с западной стороны: экономика стабильна, промышленность растет вместе с доходами населения, цены на автомобили постепенно повышаются. А значит, страны СНГ – потенциально один из крупнейших мировых авторынков. И работать здесь нужно на перспективу.

Что и делает General Motors, представив именно здесь премьерный седан Opel Astra, а также зажигательный родстер Opel GT. Это был самый яркий иностранный стенд выставки.

Hyundai Motor Co. тоже привез премьеру – модель i30, новый автомобиль сегмента С. На том же стенде был выставлен концепт кроссовера-купе QarmaQ – самого востребованного на сегодня сегмента мирового авторынка. Новый кроссовер станет стартовой площадкой для других новинок концерна. При создании этой модели было задействовано более 30 инновационных технологий.

Вообще-то автопром Южной Кореи имеет непродолжительную историю. Ее началом принято считать 1979 год. Но за неполные 30 лет корейские машины получили признание во всем мире, а на некоторых рынках и вовсе заняли лидирующие позиции.

Китайская экспансия

Тенденция последних двух лет – экспансия новинок китайской автоиндустрии. Это уже реальность: в СНГ за 2006 год китайских Chery было продано столько же, сколько Toyota Camry последнего поколения. Автопром Поднебесной штампует новинки с такой скоростью, что потребитель не успевает запоминать названия. И, естественно, заполняет ими всевозможные автомобильные выставки. В 2007 году они добрались даже до Женевы.

На китайские машины кто-то смотрит свысока, как на все китайское, а кто-то уже ездит в их автобусах, перевозит грузы их грузовиками, управляет их джипами и легковушками. Но независимо от нашего отношения автопродукт из Китая вскоре неизбежно будет в первых строчках авто-хит-парадов. Так что начинайте изучать и присматриваться.

В этом году Китай выставил автомобили четырех своих производителей – на подобное могут решиться разве что такие гиганты автоиндустрии, как Германия, США и Япония. Так что “младшие автобратья” уже претендуют на место рядом с грандами.

Китайский Great Wall привез на выставку сразу три премьерные модели: два хетчбэка и семейный мини-вэн. Другой производитель, Byd, решил сделать сегмент бизнес-класса вполне бюджетным, изготовив модель по виду представительскую, а по цене – китайскую. Это Byd F6. Китайский люкс почти по цене корейской Sonata – $20 тысяч.

Помните Rover 75? Теперь она называется MG7, ведь английского автопроизводителя MG Rover пару лет назад купила китайская Nanjing Auto, так что на стенде КНР красовались целых два образца бывшего английского, а ныне китайского качества под вывеской Nanjing MG. То ли еще будет! На китайский автомобильный рынок не зашел разве что ленивый, все мировые автоконцерны уже давно там. А теперь китайские авто сами идут на мировой рынок.

На языке родных “калин”

Заметным по представительству (но не по разнообразию!) стал на выставке стенд АвтоВАЗа. Целых 16 выставочных образцов! Правда, почти все они просто разные версии “калин” и “приор”. Но удивиться, а вернее, подивиться, было на что. Гордость вазовцев – прототип “Проекта С”. Ну, с проектом все понятно, а вот с “С” – это, по сути, “паспорт” в популярнейший С-класс.

Автомобиль получился красивым, спорить нечего, и комплектацию производитель обещает богатую. Правда, в серию машина пойдет не раньше 2009 года. Как будет жить рынок в те времена, сказать никто не возьмется, но уже ясно – к тому времени новинка заметно “опоздает” с актуальностью.

Еще один интересный экспонат ВАЗа – концепт-кар LADA C, показанный впервые на 77-м Женевском автосалоне. Этим прототипом производитель обозначает тенденции, которые ждут поклонников марки в будущем: агрессивный, стремительный дизайн с ярко выраженным спортивным характером.

Интересные новости от Горьковского автозавода: на выставке было показано, как будет выглядеть новая модель ГАЗа – GAZ Sebrus. Она пойдет в серию с марта следующего года. Привлекательность новинки в том, что донором ей послужит платформа Dodge Sebring предыдущего поколения.

Производитель обещает 7 комплектаций GAZ Sebrus по цене от $18 тысяч.

В среде знатоков уже долгое время ходят слухи о новинке, которой ГАЗ собирается заменить флагманскую “Волгу”. Но и на этот раз никакой информации по ней завод не обнародовал.

Куда поедет рынок?

Стоит отметить, что крупные западные фирмы, среди которых Ford и Volkswagen, экономили силы перед Франкфуртом и отметились на выставке лишь в сегменте коммерческих авто, для экспозиции которых было отведено целых 30 квадратных километров.

Итак, объединенная выставка “Интеравто-2007” и MIMS собрала как производителей транспорта, так и автокомпонентов. Кроме автомобилей, посетители, часами бродя по выставочным площадям, знакомились с новыми технологиями, достижениями в тюнинге и фантазией изобретателей в области оборудования и аксессуаров.

Обычно выставки показывают направление, в котором движется рынок. После нынешней остается впечатление, что лет через 10–15 автомобильный мир будет делиться на две части – китайские машины и все остальные.

И не факт, что у “остальных” доля рынка будет больше.

Алексей МОТОРНЫЙ