АВТОМАШИНЫ С РАДИОАКТИВНЫМ ГРУЗОМ БУДУТ ОТПРАВЛЕНЫ ПОЛУЧАТЕЛЮ - УЛЬБИНСКОМУ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМУ КОМБИНАТУ

29 апреля при досмотре двух автомашин с грузом ниобий танталового концентрата на посту Жана-Жол был отмечен повышенный радиационный фон. Для более тщательного исследования были привлечены специалисты госсанэпиднадзора. Как сообщила корреспонденту KZ-Today заведующая отделом гигиены питания госсанэпиднадзора Наталья Полстянова, данный груз отнесится к радиоактивным, и соответствующим первой категории опасных веществ. Такой груз по правилам транспортировки радиоактивных веществ, действующим в Казахстане с 1973 года, должен перевозиться в таре с соответствующей маркировкой и при наличии необходимых сопроводительных документов. В данном случае на груз, отправленный американской фирмой METALLURG INTERNETIONAL RESOURCES LLC в адрес Ульбинского металлургического комбината, не было ни сертификата происхождения, ни сертификата соответствия.
Тем не менее, госсанэпиднадзор вынес заключение, что этот груз можно перевозить автотранспортом в имеющейся таре.
В свою очередь, начальник отдела ГТУ СКО Рашид Абдразаков заявил, что в этом случае сертификат соответствия и сертификат происхождения не нужны.
После получения заключения госсанэпиднадзора Северо-Казахстанским таможенным управлением принято решение отправить груз концентрата с таможенным сопровождением в Усть-Каменогорск. Там он будет помещен на склады временного хранения, образцы пройдут исследование в лаборатории и, в случае соответствия груза имеющимся товаросопроводительным документам, после необходимого таможенного оформления, концентрат будет пущен в переработку.
По словам санитарных врачей и таможенников Северо-Казахстанской области, они впервые в своей практике столкнулись с подобным грузом. Девятидневная задержка машин с ниобий танталовым концентратом на границе и противоположные требования, предъявляемые этими двумя структурами к документам, подталкивают к выводу, что госсанэпиднадзор и таможня просто не знают, как на самом деле должны перевозиться подобные грузы.
Между тем Геннадий, водитель одной из машин, не пожелавший назвать свою фамилию, рассказал, что подобный груз он возит не в первый раз, но с проблемами на границе столкнулся впервые.