О том, что грозит виновникам трагического ДТП в Шымкенте, унесшего жизни пятерых человек, корреспонденту Caravan.kz рассказал юрист Сергей Уткин.
- Как могло произойти такое ужасное происшествие?
- ДТП, возможно, произошло из-за недосмотра водителя. Как можно было оставить тяжеленный автобус под уклоном и не убедиться, что приняты необходимые меры предосторожности? Я даже легковую автомашину, если вдруг оставляю на наклонной поверхности – обязательно минимум двумя способами страхую. Первое – это стояночный тормоз. Второе – коробка передач: если уклон вперед, то необходимо включить заднюю передачу (на механике) или «Р» на автомате. Третье – вывернуть колеса в сторону. Четвертое – подложить хотя бы под одно колесо что-то, напоминающее тормозной башмак, и т.п. Ну, а лучше всего вообще не оставлять транспортное средство под уклоном, в крайнем случае поставить его хотя бы слегка боком (ёлочкой).
- Что может грозить водителю автобуса?
- Нести ответственность за эти жуткие последствия водителю придется в любом случае. Ну, а виновато ли дополнительно его начальство в автопарке – это покажет следствие. Вполне возможно, что стояночный тормоз, к примеру, был неисправен (недостаточно надежно фиксировал), либо с водителем не был проведен какой-нибудь там инструктаж, медосмотр. Автобусу не был проведен какой-то технический осмотр или очередное техническое обслуживание и т.п. Если подобные нарушения будут выявлены дознанием, и если между этими нарушениями руководства и ДТП будет выявлена причинно-следственная связь, тогда, возможно, помимо водителя соучастником пойдет кто-то ещё. Виновным грозит от 5 до 10 лет лишения свободы по ст.345 Уголовного кодекса.
Как вела свой бизнес Айка-Бегемот, самая властная женщина в криминальных кругах Казахстана 2000
- Какие меры, на ваш взгляд, могли бы предотвратить повторение подобных ДТП?
- Чтобы подобных нарушений было меньше, нужна серьезная ответственность – именно она учит не только виновных, но и всех остальных. Водитель должен получить свой срок и отсидеть. Предприятие за своего работника должно возместить сполна материальный и моральный вред потерпевшим или их родственникам. Причем не по миллиону-два-три, а миллионов по сто за каждого погибшего. Вот тогда это будет уроком. Другие бизнесмены задумаются, что лучше потратиться на отбор, обучение, инструктажи, зарплаты, контроль водителей и т.п., чтобы потом вмиг не разориться из-за одного разгильдяя.
А у нас вместо серьёзной ответственности обычно вводят дополнительный контроль со стороны госорганов. Но это, на мой взгляд, никакого положительного влияния на ситуацию не оказывает. И всё останется, как раньше – до следующего ЧП.
В настоящее время по факту произошедшего ДТП проводится досудебное расследование.