– Автомобиль у нас считается инвестиционным товаром, – заявила журналистам заведующая отделом экономических исследований Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК (КИСИ) Анар РАХИМЖАНОВА. – Поэтому все стремятся вложить в него средства. Я считаю, что цены на подержанные машины вырастут только в краткосрочной перспективе – может быть, через три-четыре месяца. Потом они все равно начнут падать к концу года.
Падать цены начнут потому, что в страну уже завезено около ста тысяч машин, и это очень большой объем, рынок насыщен, и цены не могут держаться на высоте, – считает г-жа Рахимжанова.
Очень бы хотелось поверить словам уважаемого эксперта, особенно если бы они были обоснованы хоть какими-то расчетами. Но, похоже, для успокоения общественного мнения цифры не нужны – достаточно слов. Если же начать копаться в статистике, то получается, что цены на подержанные автомобили после открытия границ в рамках Таможенного союза просто обязаны были сравняться (в нашем случае – с Россией) – таковы законы рынка.
На самом деле это уже произошло. Например, популярную иномарку Toyota Camry (бензин, 2,2 литра, КПП-автомат) 2000 года выпуска, по данным портала Колеса.kz, в Казахстане можно приобрести за 11–12 тысяч долларов. В России эта машина, по данным крупного автомобильного портала Drom.ru, стоит примерно столько же. Nissan Primera 1996 года (бензин, 2 литра, КПП-автомат) стоит на российском рынке около 6 тысяч долларов – почти столько же, сколько в Алматы. Популярный “паркетник” Mitsubishi Outlander 2003 года (бензин, 2,4 литра, КПП-автомат) стоит в России и Казахстане одинаково – 17–18 тысяч долларов. И так далее…
Согласно правилам Таможенного союза, казахстанские машины можно будет свободно вывозить и продавать в России – за исключением тех, которые были ввезены во время действия льготного периода уплаты таможенных пошлин в Казахстане (1 января 2010 года – 1 июля 2011 года). При ввозе купленных в это время машин в РФ придется уплатить разницу в тарифах. То есть весь “лишний” объем автомобилей, если он есть, по закону может быть вывезен в Россию и там продан.
Могут ли цены на автомобили в Казахстане снизиться “через три-четыре месяца”? Скорее всего, нет. Судите сами: по сообщениям таможни, с начала года по 22 июня в страну успели “втащить” 102 тысячи подержанных авто. На конец 2010 года в Казахстане было зарегистрировано 2 миллиона 686 тысяч легковых автомобилей. Другими словами – 102 тысячи старых иномарок увеличили легковой автопарк на 3,7 процента. Это количество сложно назвать “очень большим объемом”…
В начале 2011 года на каждую тысячу граждан у нас приходилось 163 машины. Согласно данным ООН, по уровню автомобилизации населения Казахстан вошел в число 50 самых “автомобильных” стран мира. Наша страна заняла 49-е место – между Доминикой (163 “мотора” на тысячу жителей) и Сингапуром (158 авто). Россия в этом списке заняла всего лишь 57-е место (124 автомобиля), Беларусь – 61-е (109 авто), а Украина так вообще 63-е (98 авто).
Однако до уровня развитых стран нам еще очень далеко. Если все имеющиеся в мире автомобили разделить на число жителей планеты, то на каждую тысячу землян приходится 163 официально зарегистрированных авто. Львиную долю этих автомобилей имеют в собственности граждане богатого Запада. Например, в США на тысячу жителей приходится 765 автомобилей, в Австралии – 619, в Японии – 643. Но никто не говорит, что граждане в этих странах покупают автомобили для того, чтобы вложить в них лишние деньги. Машина на Западе давно уже не символ статуса и не инвестиция, а просто вещь. Такая же, как ботинки.
В Казахстане после создания Таможенного союза необходимость в автомобилях останется прежней, а их доступность для большинства населения снизится. Известно, что наша страна едва ли не самая малонаселенная в мире. Для казахстанцев личное авто совсем не “инвестиционный товар” и тем более не роскошь, а насущная необходимость. Огромные расстояния, плохие дороги и слабое развитие общественного транспорта “привязывают” граждан к личному автомобилю. Например, в крупнейшем городе страны – Алматы – нет ни одной пригородной электрички. В то же время, например, множество жителей города Есика работают в Алматы, наматывая более 100 километров в день. Дважды в день десятки тысяч старых иномарок везут местных жителей от места, где они могут себе позволить купить или снять жилье, до места, где для них есть работа.
Российский рынок в десять раз больше нашего. Цены в Казахстане могут снизиться только в результате снижения цен в России. Будем ждать…