Авто из РФ: платить или вывозить?

В начале недели около сотни водителей собрались перед спецЦОНом в Нур-Султане, а другие даже перекрыли проезжую часть между столичными улицами – Кунаева и Сарайшык. Их требования звучали просто: оставьте нас в покое и разрешите ездить на российских машинах по казахстанским дорогам! До этого подобные выступления прошли в Уральске, Актобе, Семее и Костанае. Что же так возмутило людей? Ответ прост – требование поставить приобретенные в РФ автомобили на учет в Казахстане.

Казалось бы, ну поставьте, что вам мешает? Оказывается, существенной помехой стала цена этой, вроде бы совсем несложной, процедуры.

По словам 2 моих знакомых, которые купили автомобили в Омске, чтобы поставить транспортные средства на учет в РК, им придется заплатить утилизационный сбор, налог и таможенный сбор. А это, на минуточку, выходит около 4 миллионов тенге!

У других получается еще больше, если машина посвежее и классом выше! Из-за этой, весьма немалой для большинства покупателей машин из России, суммы весь сыр-бор и разгорелся.

Но, с другой стороны, о том, что ввозимые из Армении, Кыргызстана и РФ авто придется регистрировать, власти предупреждали еще в январе 2020 года. Всё в полном соответствии с законом от 2014 года, который требует, чтобы транспортное средство владелец зарегистрировал в течение 10 дней после приобретения. А те, кто привез авто меньше 1 года назад, не зарегистрировал и катается на нем по доверенности, должны вывезти машину за пределы Казахстана на 1 календарный месяц или же продать куда-нибудь за границу. Однако расставаться с довольно свежим и купленным в РФ “за недорого” автомобилем большинство приобретателей не пожелало. Но закон есть закон, и казахстанские власти требуют его неукоснительного исполнения. Однако люди не хотят платить или же не могут, поэтому и возмущаются.

В ситуацию вмешался министр ВД РК генерал-лейтенант полиции Ерлан ТУРГУМБАЕВ. Он объяснил, по какой именно причине инициированы проверки владельцев машин с российскими номерами. По его данным, около 80 тысяч авто, которые привезли в Казахстан из РФ, не состоят на учете ни в РФ, ни в РК. Когда их покупали в России, сняли там с учета, а в Казахстане не зарегистрировали. По свидетельству генерала Тургумбаева, на территории РК находится около 210 тысяч машин с российским учетом. Из них свыше 100 тысяч – вполне законно, так как их приобретатели ездят по доверенности, а 600 авто, согласно спискам, переданным российской стороной, числятся в угоне. Но самую большую головную боль сотрудникам налоговых органов и МВД причиняют как раз те 80 тысяч авто, которые были сняты с учета в РФ по договору купли-продажи, но не поставлены на учет в РК и не прошли у нас техосмотр. Юрист – МВД: Сначала докажите вину водителей машин с российскими номерами, а не отбирайте автомобили

– У них у всех на руках есть документы о приобретении авто в РФ. Надо в ЦОН обратиться и на свое имя оформить. Но дело в том, что многие не хотят на себя оформлять и ставить на учет, – пояснил министр Тургумбаев.

Получается, владельцам недорогих машин из РФ надо либо оплачивать их недешевую регистрацию в РК, либо этим авто – скатертью дорога из Казахстана!

Некоторые автолюбители заявляли, будто согласны платить, но не более 500 тысяч тенге. Другие же просили, чтобы государство пошло им навстречу и отменило или хотя бы снизило суммы выплат.

По информации “Хабар 24”, с недовольными автолюбителями встретился заместитель председателя Комитета административной полиции МВД РК Серик ТУСУПОВ. И во вторник вечером он заявил, что автомобили с российским учетом инспекторы дорожной полиции без причин останавливать больше не будут. Только в случае нарушения ПДД. Если авто остановят безо всякой причины, водители могут позвонить по номеру “102” или в сall-центры: +7(708) 382-13-76, 7172-71-69-77, 7172-67-75-75.

Впрочем, это не означает, что регистрировать машины, завезенные из РФ, не надо. Ведь закон о регистрации никто не отменял и надеяться на это вряд ли стоит…

Алматы