Авиашоу показало: Воздушная оборона РК - в порядке

Силы Воздушной обороны ВС Республики Казахстан, безусловно, наиболее продвинутые во всей Средней Азии и по уровню подготовки не уступают ВВС других стран мира.
Празднование дня Сил Воздушной обороны, по старой доброй традиции, проводилось на военном аэродроме "Первомайский", рядом с г. Алматы. Погода выдалась чуточку облачной, легкие слои облаков прикрывали собой южную столицу и пригородные зоны от палящих лучей солнца.
Сотни посетителей гуляли по аэродрому, детвора с удовольствием забиралась в кабины вертолетов, чтобы посмотреть технику изнутри, сфотографироваться "на фоне", почувствовать себя по-настоящему счастливыми и рассказать затем и друзьям, и близким.
Ракетные установки, покрытые зеленью маскировочной сети, своей мрачной и недоступной мощью внушали священный трепет. Показательные выступления военных летчиков, военных парашютистов, а также авиамоделистов и летчиков аэроклуба, праздничный концерт на сцене под маскировочной сеткой цвета хаки, - все это будоражило воображение, было пропитано духом высокого патриотизма и даже, совсем чуточку, романтического авантюризма.
Одним из ведущих авиашоу был легендарный полковник В. Жовтый, бодрый, стройный ветеран двух войн, которому недавно исполнилось 87 лет.
Чемпионская акробатика
В небе с большими флагами РК парили парашютисты СПК (спортивно-парашютной команды) СВО, известные во всем СНГ, Азии и мире - В. Валявин, Ю. Сабад.
Затем последовала купольная акробатика: две "четырехэтажные" этажерки из куполов (А. Тарабаев, А. Терентьев, Д. Новицкий, А. Томилин), одна из этажерок завершилась очень плавным "расхождением" на двухэтажные (Л. Дудкин, В. Ли и С. Жолдин, И. Штоль), которые "перестроились" далее в два "колокола", легко и виртуозно "расцепившись" у самой земли, за семь секунд до приземления. Такой уровень мастерства во всей Средней Азии есть только у казахстанских военных парашютистов.
Женщины-парашютистки (И. Анцупова, О. Федоренко, Н. Николаева, Б. Рамазанова, Л. Исентурлиева) "запрыгнули на небо" с традиционными праздничными ленточками. Чемпионы Азии и Океании, обладатели многих кубков и золотых наград - славная команда военных парашютистов СВО!
В небе - высший пилотаж
Летчики аэроклуба, мастера спорта по самолетному спорту А. Мамонтов, А. Черняк, легко, стремительно заняли свои позиции в небе над летным полем, незамедлительно начав свой показательный сложный групповой высший пилотаж: на двух самолетах "Як-52", ведущим в тройке летал на самолете "Як-55" - начальник аэроклуба, легендарный летчик - ас Юрий Ельцов, чемпион СССР, заслуженный тренер РК по самолетному спорту, кавалер ордена "Дружбы народов", подготовивший и научивший летать сотни летчиков.
"Горизонтальные восьмерки", "Петли Нестерова", "боевые развороты" с разными углами, на малой высоте, "горки" с разными углами, - все эти сложные элементы выполнялись в сложном "боевом строю", когда один самолет от другого летит на опасно малом расстоянии, когда все машины синхронно летят на большой скорости, за красивым полетом, легким на первый взгляд - колоссальный опыт многих тысяч часов налета!
Пилотаж на вертолете "Ми-2" продемонстрировал универсальный летчик, летающий президент авиакомпании "Тянь-Шань", выпускник КАИ, а также воспитанник казанского и алматинского аэроклубов Владимир Анцупов, который "на гражданке" - участник авиалесохраны. Виражи на предельно малой высоте, "повороты на горке", "гусь", "рюмка", "висение на малой высоте", проход вдоль трибуны на высоте 15 метров - таковы его привычные трюки!
Спустя некоторое время в небе появился один только "Як-55", на котором легендарный ас Юрий Ельцов показал одиночный высший пилотаж, в котором все элементы чемпионатов по самолетному спорту. Юрий Ельцов заставляет восхищаться своим высочайшим летным мастерством даже видавших виды военных асов: его полет - как музыка Бетховена, в ритме "очень быстро", в стиле "крылатый металл", на чемпионском уровне! Такой полет гипнотизирует и вдохновляет: "управляемая бочка" на вертикали вверх, вращение с обратным обтеканием "на хвост" (при котором пилот испытывает большие перегрузки), управляемые вращения на горке вверх и вниз, петля со штопорной бочкой, "колокол", поворот на вертикали, обратная петля, "штопор", поворот на горке, вираж с внутренними бочками, проход на высоте 50 метров в обратном (!) полете (вверх колесами). Данный элемент уже из разряда акробатики, которую может выполнять только летчик-ас, с громадным опытом, не менее 10 000 часов налета!
Будет справедливым сказать, что ни в одной стране СНГ, нигде, кроме России и Казахстана, такой прекрасный пилотаж не демонстрируется! Подобным зрелищем в тех же США можно любоваться лишь на авиашоу, вход куда стоит 500 долларов.
Интервью с асом
Пожалуй, столь большое количество отважных летчиков и авиационных инженеров более нельзя увидеть нигде, только на военном авиашоу. Подтянутые подполковники и полковники, в белой парадной, либо в более скромной, летной форме цвета "пятнистого хаки", участвовали и наблюдали за ходом действа. Среди них находилось немало офицеров с многочисленными наградами, служивших, летавших как в Афганистане, так и в других странах мира. У одного из них, летающего и в данное время, автору удалось взять эксклюзивное интервью.
Полковник Хохлов Ю.Ф, из Службы безопасности полетов Сил воздушной обороны Минобороны Республики Казахстан - один из тех, кто по долгу службы обеспечивает контроль за безопасностью и организацией полетов, причем на разных военных аэродромах страны, а также летает в кабине самолета с курсантами летного училища, в качестве проверяющего инструктора.
- Господин полковник, все присутствующие здесь собрались в этот день из любви к авиации. Чтобы заниматься "безопасностью полетов", надо знать всю эту систему "от и до". И налетать как минимум…
- У меня более 3500 часов налета.
- На чем сейчас летаете?
- На "МиГ-39", "Л-39".
- Какое летное училище и когда Вы заканчивали?
- Армавирское летное, в 1977 году. После него меня направили в Казахстан, в Луговое, там я летал и учил летать летчиков из 45 стран, в том числе из стран Варшавского Договора, из Индии, Кореи, арабских стран, готовили и кубинских летчиков для Алжира. Какое-то время летал в Болгарии, обучал там молодых пилотов.
- На каком языке общались: русском, английском?
- Как могли, на разных языках.
- Сколько же лично Вы научили летать иностранных летчиков, много?
- Много, полка три наберется.
- То есть, ваши ученики летают теперь практически на всех континентах?
- Да! Так ведь и советская лётная школа - была лучшая школа в мире! В то время мы обучали курсантов на боевых советских самолетах, на "МиГ-23", "МиГ-29", на пятых Центральных курсах, затем учились летать на аэродроме Луговое, и на самолетах, и на вертолетах. То есть не только я их обучал, мои боевые товарищи тоже учили летать. Казахстанский военный аэродром "Луговое" известен во всем "летающем" мире, еще с советских времен, с XX века!
- Расскажите о своем сегодняшнем фронте работ.
- Служба безопасности полетов предотвращает авиационные летные происшествия на самолетах, в ее ведении: профилактика, наблюдения, анализ, выработка рекомендаций, надзор за деятельностью авиационного персонала, за использованием воздушных судов, воздушного пространства.
- Как известно, некоторое время назад военные летчики летали мало, что и было основной причиной летных происшествий, ошибок в пилотировании…
- В прошлом году наши летчики налетали больше, чем, например, летчики Беларуси.
- Сколько часов в год в советское время налетывал в среднем один летчик?
- В среднем по 100-120 часов, согласно программе. Кто меньше, кто больше. Тогда постоянно поддерживалась форма. Но сегодня стали больше летать.
- В Актюбинском летном училище Вы часто бываете с проверками. Как там сейчас обучаются, как летают, на чем, на какой технике?
- Курсанты стали тоже летать больше, в том числе на реактивных "Л-39".
- Господин полковник, мне приходится много общаться и с женщинами, чьи дети вступают в самостоятельную жизнь. Многие молодые люди хотели бы идти в авиацию, летать на военных самолетах. Однако здравый расчет многих родителей держится на том, что, якобы техника сегодня устаревшая, в основном, списанная, поэтому мамы - против! Что Вы скажете об этом, как ответственный за безопасность полетов, как эксперт и как военный летчик? У нас ведь, согласно планам Правительства, планируется постепенное обновление авиационного парка Вооруженных Сил? Будут закупаться новые, более современные вертолеты и самолеты?
- Должен сказать, что уже проводится модернизация тех самолетов, которые сейчас имеются, капитальный ремонт, боевых и транспортных самолетов, истребителей, бомбардировщиков, появится принципиально новая техника.
- Что касается истребителей нового поколения, "МиГ-29", они у вас какие, только одноместные, или есть те, на которых учатся летать с инструктором?
- И одноместные есть, и учебно-боевые, двухместные, для тренировки.
- В советское время уделялось серьезное внимание обучению на тренажерах, только после этого пилот летал в боевом самолете. Тренажеры позволяют экономить колоссальные деньги, одновременно и улучшая уровень подготовки пилотов в гражданской и военной авиации. Как сегодня обстоят дела, существуют ли у нас приличные тренажеры для подготовки летчиков к полетам на современных самолетах и вертолетах?
- У нас сейчас есть тренажеры на ведущих авиационных базах, а там, где нет, уже готовятся тренажеры, по заказу. Есть тренажеры и на "Л-39" и на самые сложные, дорогие самолеты - истребители. Каждый курсант должен сначала около 70 часов потренироваться на тренажере. Тогда как летчик 1-го класса должен в год, для поддержки летной формы, уже около 20 часов "работать" на тренажере, учитывая варианты полета в ЧС.
- Иногда бывает, что курсанты, пока доходят до выпускного курса, выбывают и не все добираются до "финиша". Как с этим сейчас в Актюбинске?
- Пару недель назад я был там, летал с инструкторами и курсантами, мне было отрадно видеть: все хотят и любят летать, летают много и хорошо!

P.S. Самые первые самолеты в Казахстане появились в конце 20-х годов. Просторы Казахстана немыслимы без авиации - ее надо развивать! И эта тенденция уже заметна в РК.

Фото боевого вертолета поддержки Ми-24 с сайта http://combatavia.info