Государство объявило большую распродажу и выставило на прилавки самый разный “товар”: тут вам и ценные госактивы, и то, что, откровенно говоря, будет скидываться почти даром, – и еще не факт, что найдутся желающие на такой сомнительный ассортимент. Дело в том, что некоторые предприятия глубоко убыточные. Долгие годы они кормились из бюджетной тарелки, а тут их наконец решили передать в конкурентную среду – дескать, пусть сами себе зарабатывают. При этом о существовании многих ТОО и РГП (республиканское государственное предприятие) обычные граждане даже не догадывались.
А ведь чем только они не занимались за наши с вами деньги! Мы провели незатейливый эксперимент: прошлись по списку различных загадочных ТОО и РГП и спросили всезнающие интернет-поисковики – чем же занимались эти предприятия? Одни вообще оказались загадкой, ни единой ссылки. О других, более продвинутых ТОО, созданных при акиматах, выходила только одна-единственная информация – их активное участие в государственных закупках. Иных заслуг обнаружено не было.
Огромное количество компаний было открыто для поддержания здорового образа жизни, для обучения государственному языку и навыкам бизнеса. И на все эти конторы и конторки выделялись огромные деньги.
Теперь они выставлены на продажу. Но многие не только проедали годами бюджетные средства, но и наделали кучу долгов.
Пока еще нет точных данных о сумме долгов предприятий, что вошли в списки на приватизацию. Было лишь сказано, что убыточные активы выставят на торги первым порядком. Зато есть другая информация, которая приоткрывает коммерческие тайны бюджетных “нахлебников”. В прошлом году были проведены анализ и оценка финансово-хозяйственной деятельности более 300 субъектов квазигосударственного сектора. Так вот, около 40 процентов акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью с государственным участием отчетный год завершили с отрицательным результатом. Общая сумма их убытков составила 3,4 миллиарда тенге! Финансово-хозяйственная деятельность более 40 республиканских государственных предприятий и организаций на праве оперативного управления также завершена с убытком в размере 1,6 миллиарда тенге.
О том, что необходимо срочно навести порядок в государственной собственности и избавиться от убыточных активов, говорит и профессор, эксперт Счетного комитета РК Алтай ЗЕЙНЕЛЬГАБДИН:
– Давно надо было проанализировать деятельность таких предприятий и передать их в свободную конкуренцию. Почему они убыточны? Причин много, тут вам и факт плохого менеджмента, и специфика их деятельности. Всего по республике в прошлом году у нас было 26 ТОО с государственным участием. А сколько их при акиматах?
Не секрет, что при местных исполнительных органах ТОО и РГП разрастались как на дрожжах. Их количество исчисляется сотнями! В некоторых из них – стол, стул с компьютером и штатная рабочая единица. И долги.
Кому нужны будут такие конторы?
Больше всего тревожных вопросов вызывают именно ТОО с государственным участием. По сути, они создавались при акиматах, чтобы обслуживать их же заказы. Тогда много говорили о рыночных отношениях, дескать, управляющие этих ТООшек должны уметь вертеться и зарабатывать для бюджета конкретную копейку. Нужно стирать белье для детсадов – почему бы не открыть прачечную за счет муниципалитета? Появилась идея обучать население чему-нибудь – выделили статью расходов из бюджета, создали ТОО, освоили деньги. Схема проста. Но возникает вопрос: в случае если предприятие, которому доверили деньги налогоплательщиков, окажется убыточным, кто будет отвечать? За чей счет банкрот? И вот тут-то и таится главная интрига “бизнеса под государственным крылышком”. В законе РК прописано, что ТОО отвечает своим уставным капиталом. В случае если деньги на уставный капитал выделяет государство, то расплачиваемся за неудачный менеджмент или откровенное хищение мы с вами – налогоплательщики.
Но коль решили устроить уборку, хорошо бы уполномоченным органам выяснить, почему у “жизненно необходимых” предприятий образовались такие долги и кто конкретно за них должен отвечать?