Здравствуй, детство золотое!
В кабинетах младшеклассников стоят самые настоящие рукомойники – такие вы видели в старых советских фильмах, их и в аулах уже не сыщешь. Под каждым, естественно, ведро. Выносит их техничка.
На стене вешалка, а на ней полотенца. У каждого второклассника свое. Кран от водопровода проведен в школьную столовую. И рядом с ним на стене еще несколько умывальников.
“Это чтобы на перемене очереди не возникало”, – пояснили мне. То есть тот, кто самый шустрый, моет руки под настоящим краном. Остальные приподнимают руками ту самую штучку, чтобы получить порцию воды.
Модели автоматов Калашникова, совершенно необходимые на занятиях по НВП, делали рукастые старшеклассники.
Кое-какие детали удалось добыть от настоящего оружия, и на игрушки из магазина они вовсе не похожи. Зато парты у второклассников – те самые, советские, с трогательным углублением для пенала и ручки. Современный огнетушитель на стене, окрашенные в веселенькие цвета батареи отопления и… еще один привет из детства – “Веселые картинки”, тот самый журнал, который взахлеб листали дети всего Советского Союза, стоящий 20 копеек и выходивший тиражом более 9 миллионов экземпляров. Раритет! Это страшное слово “трехсменка”: что происходит в обычной школе Алматинской области
Как они там учатся
Если в классе шесть учеников, заняться чем-то, кроме учебы, невозможно. Одному из пацанов удалось смачно зевнуть во весь рот – картина маслом. Второклассники отвечают охотно, без запинки. Часом позже – урок химии. Пять старшеклассниц и один юноша. Преподаватель Сергей МОЗГОВОЙ, 27 лет проработавший в школе, говорит: чем меньше учеников в классе, тем учителю труднее. А вы думали…
Все школы страны работают по единому стандарту. Хоть в Алматы, хоть в микроскопическом Черкасске, где всего-то 130 учеников.
Уроки здесь по 40 минут, и их может быть до восьми в первую смену. Второй смены нет. Полы в классах ученики не моют, картошку на полях не собирают.
Детишки отвечают и стоя, и сидя, кому как нравится, но при входе в кабинет взрослого все как один вскакивают. Когда прозвенел звонок с урока, никто из второклассников даже не шелохнулся. Вот выдержка. Нам преподаватели постоянно громко напоминали: “Звонок для учителя!”.
Хочешь дом, езжай в аул
Дефицит преподавателей обычно ликвидируют путем совмещения. Это когда один учитель ведет сразу несколько предметов. Здесь всё не так.
– У нас никакого совмещения нет, – возмутился директор школы Жандос АБИЛГАПАРОВ. – Нет и работающих пенсионеров. Три математика, три физика – самые сложные специализации. Штат полностью укомплектован.
– Но ведь проблема с кадрами – одна из главных в сельских школах!
– А мы ее решаем. Перспективным выпускникам каждую весну предлагаю учительскую стезю. Ищу везде, где только можно. Так, сманил преподавателя из райцентра, где у него были проблемы с работой, предложив ему полную ставку. Теперь он ездит на своей машине за 60 километров. С утра пораньше обязательно находятся попутчики, есть и постоянные – так что затраты на бензин возмещаются. Сейчас государство доплачивает “сельские” учителям.
Если хочешь купить дом в деревне не дороже 2–3 миллионов тенге – пожалуйста. Государство покупает дом, а ты выплачиваешь эти деньги без единого процента в течение 15 лет.
У меня в школе учителя получают по 70–80 тысяч тенге. Условия есть, но никто в аул ехать не хочет.
– Взрослые себя в обиду вряд ли дадут, в отличие от детей...
– В школе есть спортивные кружки, каждую неделю дискотека. Любой ученик может в школе находиться до девяти вечера. И никто не спросит: что ты здесь шляешься? Зимой это время сокращается до семи. Есть психолог и медсестра. Попечительский совет – он может подсказывать, но не имеет права приказывать. Трудные дети у нас тоже есть. Но я лично всех их родителей знаю. В школе всего-то 15 классов. В этом году шестеро учеников станут выпускниками.
Диспенсер – это ведь круче, чем кран!
Школа начинается с дерева “вашингтония” в холле, это пальма по внешнему виду. Непонятно только, как оно выживает у двери в 30-градусный мороз. Отопление и то с трудом справляется. Рядом теннисный стол. Ракетки и шарик, скорее всего, прячут до конца занятий. Гордо стоит диспенсер. Воду в бутыли наливают сами, из своего крана… По-другому никак. "В городе нужно было «отчехлить» за место работы": учитель истории о том, почему уехал преподавать в казахский аул
В столовой, где не успели убрать со столов, тарелки с гречневой кашей с мясом и морковкой пусты только наполовину. Зато недопитых стаканов с компотом нет ни одного. Вкусный!
– Детей из малообеспеченных семей у нас 30, – поясняет Жандос Абилгапаров. – Каждый ежедневно может обедать на 250 тенге. Мы как-то посчитали: среди наших учеников 40 процентов из вполне обеспеченных семей. Тех, у кого в семьях есть всё, но без излишеств, – примерно треть. А у каждого четвертого ребенка никто в семье не работает.
Бывает, школе помогают неравнодушные люди. Бывший ученик, став успешным бизнесменом, полностью оборудовал класс. Как сказала библиотекарь, читают сельские детишки с удовольствием. Всегда заходят, если “пустой” урок или на большой перемене. Берут в основном энциклопедии и материалы о Президенте.
– Говорю им: ищите в Интернете, нет, они все сюда идут, – говорит Шамшыкамар АБАЕВА. – Даже дети понимают разницу между монитором и настоящей книгой!
Интернет в сельских школах слабый. А без него сегодня вообще никак. Зато читают больше, чем городские.
– Нам решить бы проблему со скоростью Интернета, а с остальным мы справимся, – говорит начальник отдела образования Сарканского района Панар ИМАНГАЗИЕВА. – Например, в этот самый Черкасск за три километра возим старшеклассников из маленького аула. Для младших там педагоги есть, оборудована небольшая школа. А возим потому, что зимой ходить опасно, волки бывают. Нашли транспорт и для трех других школ с такой же проблемой. Не хватает преподавателей математики, физики, русского языка для казахских классов, но пока их успешно заменяют вышедшие на пенсию. Так что глобальных проблем у нас нет… Живем!
Алматинская область