Аукционный бум: в мире растет спрос на предметы искусства

С молотка уйдет и знаменитый "Пруд с кувшинками" Клода Моне. Его оценивают в 60 миллионов долларов. Самым дорогим лотом пока что стала работа Эдуарда Мане "Автопортрет с палитрой". Ее купили за 33 миллиона долларов.

За свою творческую биографию импрессионист Эдуард Мане написал всего два автопортрета. Когда один из них был выставлен в зале аукциона Sotheby's, аудитория замерла. Но смотрели не в глаза, написанные маслом, а чуть повыше - на табло, где появилась цифра с шестью нулями. За несколько минут стремительного соревнования эта сумма заметно подросла. За 20 миллионов фунтов стерлингов произведение мастера досталось покупателю из центра зала.

На распродаже в Sotheby's собрались те, кто даже в трудные дни кризиса не забывает о прекрасном. Этим вечером разбирали импрессионистов по 500 тысяч фунтов в самом бюджетном варианте.

"Спрос сегодня огромный, причем на самое лучшее, - говорит вице-президент Sotheby's Хелена Ньюмен. – Мы почувствовали это еще в феврале, когда мы побили мировой рекорд, продав работу скульптора Джакометти за сто миллионов долларов. Это уже тенденция, которую подтверждают и недавние торги".

За один вечер в Лондоне Sotheby's выручил 112 миллионов фунтов стерлингов. Это даже больше, чем ожидали. На очереди торги в Christie's. Здесь тоже рассчитывают на серьезных покупателей. Самый дорогой лот - картина Пабло Пикассо "Любитель абсента". Портрет оценивается в 30 миллионов фунтов стерлингов. И это нижняя планка!

"Мы только что продали в Нью-Йорке картину Пикассо, написанную в 1932 году, за 106 миллионов долларов. Это рекордная цена, которую когда-либо в мире давали за живопись, - говорит директор Christie's Мэтью Стивенсон. - И портрет Анхеля Фернандеса де Сото такая же редкость, как и та проданная картина. Так что он вполне может претендовать на очень внушительную стоимость".

Два года назад казалось, что рынок художественных ценностей основательно прогнулся, а получилось, что он, как пружина, только сжался и теперь стремительно выпрямляется. Не зря финансовые аналитики говорят, что за последний год в мире заметно увеличилось число обладателей сверхсостояний.

"Покупатели из Азии, России, Америки, Европы, Ближнего Востока - все требуют художественные ценности высочайшего уровня", - отмечает Хелена Ньюмен.

Шедевров на всех, как всегда, не хватает. Они ненадолго появляются и тут же исчезают. Это сейчас к Ван Гогу можно запросто подойти и даже попытаться разгадать зашифрованное послание. "Автор поместил здесь эти два дерева. Но, зачем? Почему они здесь? Возможно, это прутья тюремной решетки. Известно, что в это время Ван Гог сидел в тюрьме", - поясняет Мэттью Стивенсон. Но скоро над этим будет ломать голову новый хозяин.

Кому-то может показаться, что повышенный спрос на предметы искусства - это сигнал, что не за горами золотые докризисные дни. Но не стоить обольщаться: погоня за шедеврами и оздоровление экономики - вещи совершенно разные. Кризис не все пережили одинаково. У кого-то могли образоваться излишки.