"Казахстан является очень зрелым партнером Европейского Союза и экономически, и политически", - заявил на одной из встреч с президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым комиссар Европейской комиссии по внешним связям Кристофер Паттен.
"С Казахстаном у нас очень важный диалог по таким вопросам, как энергетика и транспорт, правосудие и правопорядок", - отметил комиссар Европейской Комиссии.
Почему же в последнее время ЕС так трепетно стал относиться к атомной энергетике Казахстана?
Для того, чтобы ответить на вопрос нужно понять его сущность, а также интересы сторон. В данном случае это касается интересов Республики Казахстан и Европейского Союза.
Итак, давайте рассмотрим Казахстан, вернее то наследие, которое получила республика от Советского Союза в конце XX века.
По этому случаю, президент национальной атомной кампании "Казатомпром" Мухтар Жакишев на одном из своих выступлений упомянул, что в Казахстане скопилось 237 миллионов тонн радиоактивных отходов с общей активностью 15,5 миллионов кюри. В отходах на территории Казахстана также захоронена треть Чернобыля.
В то же время для приведения в порядок бывшего ядерного наследства СССР, Казахстану необходим 1 миллиард 200 миллионов долларов. Здесь необходимо отметить, что наиболее пристальное внимание со стороны Астаны к данной проблеме стало проявляться с 2003 года. Так, в бюджете республики на 2003 год на эти цели был выделен 1 миллион долларов.
Но сложившаяся ситуация в Казахстане показала, что выделенных финансовых средств явно недостаточно для решения судьбы ядерного наследства, поэтому с помощью Европы республика надеялась решить эту проблему, а заодно вести захоронение облученного ядерного топлива на более дешевых условиях, чем это предлагала Россия.
Поэтому в 2003 году Нижняя палата Парламента Казахстана ратифицировала законопроект о сотрудничестве в области ядерной безопасности между республикой и Европейским Союзом.
Благодаря чему Казахстан получил доступ к информации и технологиям промышленно-развитых европейских стран в области ядерной энергетики и промышленности, а также техническую помощь стран ЕС.
При этом, по мнению Астаны, помощь ЕС должна была быть сосредоточена на решении следующих вопросов, а именно:
- программе вывода из эксплуатации промышленного реактора БН-350, расположенного на Мангышлакском атомном энергокомбинате;
- возможной разработке и строительстве АЭС;
- выполнении работ, связанных с использованием изотопных и ядерно-физических методов в различных областях народного хозяйства страны.
Параллельно с этим в 2003 году были подготовлены предложения по созданию в Казахстане Парка ядерных технологий.
ТЭО Парка ядерных технологий было рассмотрено и одобрено на совещании у премьер-министра Республики Казахстан 18 ноября 2004 года. Также в Курчатове велись работы по созданию казахстанского материаловедческого реактора "Токамак".
Согласно проекту создания Центра ядерной медицины и биофизики (в п. Алатау г. Алматы) в 2004 году разработано ТЭО и получены все необходимые экспертизы на ТЭО.
26 ноября 2004 года сдан в эксплуатацию аффинажный завод на Центральном рудоуправлении, ввод которого планировался в первом квартале 2005 года.
Но одним из основных проектов Казахстана явилось образование в 1992 году на базе военно-промышленного комплекса бывшего Семипалатинского испытательного полигона Национального ядерного центра, который в настоящее время имеет в своем списке довольно большое количество структурных подразделений, а именно:
- институт ядерной физики (Алматы, Курчатов в Восточно-Казахстанской области, пос. Аксай в Западно-Казахстанской области);
- институт атомной энергии (Курчатов);
- институт геофизических исследований (Курчатов, Боровое, Алматы, Каскелен в Алматинской области, Актобе, Маканчи в Восточно-Казахстанской области);
- институт радиационной безопасности и экологии (Курчатов);
- предприятие "Байкал" (Курчатов);
- Казахский государственный научно-производственный центр взрывных работ (Алматы).
Один только этот список показывает потенциал, заложенный в РК. Но в тоже время наличие вышеуказанных организаций свидетельствует о масштабе проблемы, связанной с поддержанием на должном уровне функционирования данных предприятий не только для сохранения экологического баланса в республике и регионе в целом, но и для обеспечения ядерной безопасности, в том числе, заслона незаконному вывозу изотопов с территории данных учреждений.
Какие интересы преследует в этом отношении Европейский Союз? Ответом на данный вопрос могут служить инициативы ЕС в решении судьбы казахстанской атомной энергетики.
Итак, в 1994, когда Европейский Союз открыл программу ТАСИС для Казахстана, программа помощи была инициирована Европейской Комиссией.
Цель программы состояла в оказании технической помощи в процессе улучшения условий хранения ядерных отходов, а также становлении системы ядерной безопасности на объектах атомной энергетики республики.
В это время на рассмотрение Комиссии было предложено 5 проектов, направленных на повышение ядерной безопасности реактора БН-350.
В данном случае стоит отметить, что проекты ТАСИС были сфокусированы на мероприятиях, имеющих отношение к повышению безопасности работы реактора. В целом, они имели следующую направленность:
1. обучение персонала;
2. поставка специального снаряжения для борьбы с натриевыми пожарами;
3. замена батарей аварийного электроснабжения, чтобы гарантировать надежное электропитание систем, связанных с обеспечением безопасности реактора;
4. поставка высокотехнологического оборудования для механического ремонта арматуры на месте, без демонтажа;
5. ремонт бассейна отработанного топлива с целью улучшения его герметичности;
Что же касается настоящего времени, то стоит отметить, что в 2005 году в г. Актау представители Европейской комиссии и руководство Т ОО "МАЭК-Казатомпром" подписали меморандум об успешном завершении проектов по программе ТАСИС, проводившихся на атомном реакторе БН-350.
На сегодня семь проектов, проходившие в течение 10 лет в рамках программы ТАCIS с целью оказания технической помощи в улучшении ядерной безопасности на реакторе, успешно завершены, отметил руководитель программы ТАCIS от ЕС в Брюсселе Мишель Куллет.
Три проекта находятся на этапе ввода в эксплуатацию оборудования. Это, в частности, проекты по повышению пожарной безопасности, ремонту бассейна отработанного топлива и радиационной защите персонала.
На реализацию проектов ЕС было выделено 10 млн. евро, из которых 4 млн. евро были направлены на поставку необходимого оборудования.
В то же время поддержка работ по выводу реактора из эксплуатации продолжается. В этом году начаты работы по переработке жидких и твердых радиоактивных отходов. Этот проект включен в индикативную программу МАЭК.
Его реализация потребует 3-4 года. Со стороны ЕС на нее выделено 10 млн. евро.
Данный проект включен в Индикативную Программу на 2004-2006 гг. с объемом финансирования около 10 млн. евро и потребует 3-4 лет для окончательного воплощения в жизнь.
Прошедшее десятилетие совместной деятельности показывает, что данный проект также будет успешно выполнен и даст новый импульс укреплению дружбы и сотрудничества между странами Европейского Союза и Республикой Казахстан.
При этом стоит отметить, что в Республике Казахстан развитие урановой промышленности осуществляется в соответствии с программой на 2004-2015 годы.
Так, в прошлом году добыча урана впервые за последнее десятилетие превысила примерно на 8% уровень добычи урана в Казахстане в 1990 году.
А в феврале 2005 года Министерством энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан был утвержден План по развитию работ по выводу из эксплуатации реакторной установки БН-350 на 2005-2006 годы.
Конечно, столь трепетное внимание со стороны ЕС к проблемам атомной энергетики Казахстана и наращивание темпов в решении данной проблемы со стороны казахстанских министерств и ведомств не может не вызывать положительных эмоций, принимая во внимание, что урановые отходы также сосредоточены в Кыргызстане, где находится порядка 150 миллионов тонн.
Забота об экологической ситуации в регионе является показательной для стран Центральной Азии.
Но в тоже время республики региона вслед за Европейским Союзом постепенно начинают осознавать, что обсуждаемая в последнее время идея сжигания урановых отходов в ядерных реакторах или ускорения распада при бомбардировке нейтронами - на сегодня является достаточно выгодным мероприятием с экономической точки зрения.
И здесь молодые республики Центральной Азии могут столкнуться с соблазном заняться прибыльным бизнесом, по переработке не только отечественных, но и зарубежных урановых отходов.
В этом случае, в погоне за прибылью возникает реальная опасность превращения республик бывшего СССР в действующие кладбища урановых отходов со всего мира.