Атака клещей: прогноз неблагоприятный

Рост всех показателей

Ежегодно в Казахстане отмечается рост пострадавших от укусов клещей.

По данным Республиканского научно-практического центра санитарно-эпидемиологической экспертизы и мониторинга (далее – НПЦ СЭЭМ), в 2011 году – 7 407 человек стали жертвами уксусов клещей (из них 40 – с заболеванием клещевым энцефалитом), в 2012-м – 8 052 (33), в 2013-м – 8 889 (27), в 2014-м – 8 046 (28), в 2015-м – 9 571 (40). В прошлом году отмечалось наибольшее число обратившихся с укусами клещей и случаев клещевого энцефалита – 11 356 (48) случаев.

Нападают клещи в основном на взрослых, удельный вес детей с укусами – ежегодно 33–35 процентов от общего числа. Специалисты полагают, что на ареал распространения и на численность кровососущих членистоногих, к коим относятся и клещи, безусловно, влияют климатические изменения, но решающий фактор здесь – антропогенный.

– Например, еще 10–15 лет назад мы не наблюдали на территории города Алматы иксодовых клещей. А сейчас есть обращения от лиц с уксусами, которые произошли в парках, скверах. Отмечается изменение ареала распространения и поведения переносчика, меняются его пищевые предпочтения, – говорит кандидат биологических наук Жанна ШАПИЕВА, специалист департамента мониторинга инфекционных и паразитарных болезней НПЦ СЭЭМ. – Раньше иксодовые клещи встречались в основном в окрестностях Алматы, где был скот, мелкие млекопитающие, птицы. Но последние десятилетия идет активная застройка, вырубаются деревья, разбегаются млекопитающие, естественно, в поисках пропитания клещи спускаются в город, и здесь им ничего не остается, как нападать на человека. Прогноз на будущее не очень благоприятный. Мы видим рост численности клещей на определенных территориях и ежегодный рост обращающихся с укусами.

В Алматы подцепить клеща можно где угодно, но больше всего укусов в последние годы отмечается на территории Ботанического сада и его окрестностей. С начала текущего сезона активности в Алматы уже было зарегистрировано 339 случаев укусов клещами, пик же обращаемости, как правило, приходится на май – июнь.

Кстати, клещевым энцефалитом можно заразиться не только на прогулке на природе, но и употребляя некипяченое коровье или козье молоко.

– У нас последние 6 лет идет регистрация случаев в Акмолинской области. Исторически там выявили природный очаг клещевого энцефалита, но мы его потом сняли, так как в течение более 50 лет заболеваемости не было. А сейчас опять пошли случаи. Можно предполагать, что очаг восстановился, и в этом направлении проводятся научные исследования. Надо еще знать, что переносчик клещевого энцефалита может одновременно быть переносчиком и других заболеваний, например, болезни Лайма. В современных условиях эта инфекция в Казахстане регистрируется в Алматинской и Восточно-Казахстанской областях, последние два года единичные случаи выявлены в Западно-Казахстанской и Акмолинской областях, – говорит эксперт.

Стоит отметить, что до 2012 года регистрации случаев болезни Лайма или клещевого боррелиоза на территории Казахстана не было.

Также иксодовые клещи могут переносить конго-крымскую геморрагическую лихорадку (ККГЛ), клещевой риккетсиоз, эрлихиоз, анаплазмоз и др. По масштабу экономических и социальных последствий значимые для Казахстана – клещевой энцефалит и ККГЛ.

Коварный вирус

Среди клещей более агрессивны самки, и передача вируса клещевого энцефалита в большинстве случаев происходит именно от них. Как же происходит циркуляция вируса в природе?

– Источником инфекции могут быть мелкие грызуны, птицы, животные. Клещ питается их кровью, передает вирус потомству, а потом может заразить им человека. Этот круговорот должен постоянно поддерживаться, если он нарушается, происходит изменение структуры природного очага. Развитие и передача вируса происходит только при наличии благоприятных условий. Стоит цепочке нарушиться – например, выпадают грызуны или птицы, и требуется время, чтобы структура восстановилась. Тогда на первый план выходит человек как основной источник питания клещей, – говорит Жанна Шапиева.

При укусе клеща надо обязательно встать на учет к врачу-невропатологу по месту жительства и в течение месяца наблюдать за состоянием здоровья.

Вирусный энцефалит начинается с резкого подъема температуры – до 39–40 градусов, сопровождается сильными головными болями, тошнотой, слабостью, потерей аппетита и болями в мышцах. В среднем симптоматика развивается в течение 7–10 дней.

При несвоевременном обращении за медицинской помощью последствия могут стать необратимыми: болезнь может привести к коме, инвалидности или к летальному исходу. В Кызылорде мужчина умер после укуса клеща

– На сегодня просвещение населения активно растет благодаря Интернету, но, с другой стороны, только 20–30 процентов обращаются в первые три дня. Это говорит о том, что люди не знают о мерах профилактики клещевого энцефалита или думают, авось пронесет. Профилактическое лечение противоклещевым иммуноглобулином после укуса клеща важно провести в первые три дня, – продолжает Жанна Жакановна. – В прошлом году зарегистрировано 5 случаев летальных исходов в Казахстане. Во всех случаях отмечалось позднее обращение пациентов, они не вводили своевременно иммуноглобулин, не были вакцинированы и у них были свои сопутствующие тяжелые диагнозы. Много лет назад в Алматы был тяжелый случай клещевого энцефалита: парень, которого укусил клещ, был и вакцинирован, и получил иммуноглобулин, но у него развилась тяжелая форма болезни, он скончался. Агрессивное течение, скорее всего, было вызвано высокой патогенностью самого вируса. Мы заметили, что в Восточном Казахстане клещевой энцефалит протекает тяжелее, а в Алматинской области больше лихорадочных форм, легко протекающих. Это связано с циркуляцией на различных территориях различных генотипов вируса.

Специалисты рекомендуют: если рядом нет медучреждения, самостоятельно удалить клеща. Для этого надо перевязать клеща ниткой возле места укуса и вытаскивать маятниковыми движениями. Ни в коем случае нельзя вытаскивать клеща голыми руками. Место укуса необходимо обработать любым антисептическим средством. Если планируется исследование клеща, то желательно сохранить его целостность, особенно хоботок, в котором концентрируется вирус.

При выходе на природу, надо соответствующе одеваться (светлая одежда, закрывающая доступ клещей под нее, высокая обувь, головной убор) и соблюдать правила поведения. Кроме того, рекомендуется использовать отпугивающие клещей средства – репелленты. На сегодня единственным надежным методом профилактики клещевого энцефалита является вакцинация, и любой желающий может ее пройти.

– Других альтернативных и эффективных методов против клещей нет. В Австрии, например, в начале 80-х годов был высокий уровень заболеваемости, порядка 1 000 случаев в год, а когда они ввели тотальную вакцинацию, заболеваемость снизилась до 10–15 случаев в год, проблема почти исчезла. Если сравнить с той же Россией, там 100 тысяч обращений с укусами клещей и разнообразие генотипов вируса. У нас ситуация по обращаемости населения с укусами клещей и уровнем заболеваемости более благоприятная даже по сравнению с европейскими странами, но тем не менее это не уменьшает актуальность проблемы. Ежегодно отмечаются тяжелые случаи заболеваний с потерей человеком трудоспособности, возможной инвалидизацией. Отмечаем, что среди тех, у кого обнаружили клещевой энцефалит в Казахстане, не было ни одного вакцинированного. Это подтверждает эффективность и необходимость вакцинации. Все, кто работает в зоне природного очага, то есть входит в группу риска (геологи, строители дорог, нефтяники и др.), вакцинируются в обязательном порядке, – отмечает эксперт.

И другие опасные насекомые

К сожалению, клещи не единственные, кто может переносить опасные инфекционные и паразитарные заболевания.

– У нас есть такие виды комаров, которые могут быть переносчиками возбудителя малярии. Последние местные случаи были зарегистрированы в 2000 году в Южно-Казахстанской области. Малярия считалась тропическим заболеванием и была ликвидирована в КазССР фактически в 70-е годы. Мы наблюдали рост заболеваемости в 80-е годы, когда была война в Афганистане, потом в 90-е, когда наш миротворческий батальон стоял на границе Таджикистана и Афганистана. А сейчас в основном эту инфекцию привозят командированные или иностранные граждане, и ежегодно регистрируются единичные завозные случаи из африканских стран, Индии, Пакистана, – рассказывает Жанна Шапиева.

Также комары переносят такое сложное заболевание, как дирофиляриоз. Ежегодно в летний период регистрируются случаи на севере, западе и в центре страны. Сам возбудитель, нитчатый гельминт, поражает чаще глаза или локализуется под кожей. Лечение только хирургическое, но бывают сложности – врачи не могут сразу поставить диагноз. Заболевание очень болезненное и приносит много страданий пациенту. Паразит передается человеку комарами через больных собак.

Другой актуальной проблемой в последние годы для Казахстана стало такое заболевание, как лейшманиоз. Его переносчики – москиты.

Регистрируется заболевание в южном регионе – в основном в Южно-Казахстанской и Кызылординской областях. В Жамбылской области встречается переносчик, но на протяжении многих лет не регистрируется заболеваемость. В ЮКО в основном регистрируется кожная форма лейшманиоза, в Кызылординской – висцеральная, наиболее тяжело протекающая.

– В этом году мы проводим изучение мошки в Павлодарской области, которая является потенциальным переносчиком ряда заболеваний, таких как дирофиляриоз, онхоцеркоз, туляремия и др. Так, онхоцеркоз – широко распространенное в странах Африки и Латинской Америки тропическое паразитарное заболевание. И чтобы произошла передача возбудителя, должны быть определенные природные условия. Тем не менее в условиях климатических изменений и активной миграции населения, в том числе из тропических стран, возрастает угроза распространения тропических возбудителей на территории Казахстана, – заключает Жанна Шапиева.

Алматы