Для конкурентоспособности казахстанского высшего образования необходим целый комплекс мер, включая изменения законодательства.
«Советская система образования давала результаты, но она была рассчитана на плановую экономику, то есть государство говорило – где, сколько производить по какой цене; где и сколько нужно кадров, и по какой специальности. Когда мы перешли на рыночные отношения, система образования должна была поменяться», - сказал он.
По мнению Саринжипова, ВУЗы должны быть автономны в подготовке кадров. Они должны самостоятельно определять содержание программ.
В развитых странах, по словам министра, принцип академической свободы защищен достаточно сильно. Заключается принцип в том, что профессор, как профессионал в своей сфере, имеет право самостоятельно определять содержание своего курса.
«Он участвует в конференциях, делает научные проекты, следит за новыми знаниями, которые появляются, и, одобрив на кафедре, он может эти знания сразу привносить в класс студентам. Эта связь очень короткая, то есть он может совершенствовать содержание своего курса каждый семестр, и поэтому система образования в целом идет в ногу с изменениями в экономике», - пояснил министр.
В Казахстане же образование сохранило принципы плановой экономики. Министерство образования дает указания, сколько специалистов, и когда должен готовить ВУЗ. И если образовательное учреждение собирается внедрить новые программы, оно должны запросить министерство.
«Министерство это будет анализировать. На все это время уходит два, три года. К тому времени уже технологии изменились, мир ушел вперед. Поэтому вот этот элемент автономии нужно внедрять, чтобы наши ВУЗы могли двигаться в ногу со временем», - заявил Саринжипов.
Высшие учебные заведения должны стать более самостоятельными, при этом их имущество должно быть защищено. Аслан Саринжипов привел в пример Назарбаев Университет – автономный ВУЗ, получающий финансирование от государства. Необходимо, чтобы крупные национальные университеты работали на получение знаний, не беспокоясь за финансы или территорию.