Ключевым информационным поводом этой недели стали назначения в руководстве страны. Экс-глава Администрации Президента (АП) Нурлан Нигматулин вновь стал спикером мажилиса, его предшественник в нижней палате парламента Бактыкожа ИЗМУХАМБЕТОВ возглавил республиканскую организацию ветеранов. Экс-аким Астаны отныне руководит Администрацией Президента, а в кресло руководителя главного города страны сел экс-министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев. Пост инновационного министра в свою очередь занял бывший зам Исекешева Женис КАСЫМБЕК.
По мнению политолога Данияра Ашимбаева, Нурлан Нигматулин еще в марте рассматривался на пост спикера мажилиса, но тогда был реализован другой сценарий, при котором обеспечивалось региональное представительство.
– Бактыкожа Измухамбетов был подобран на роль спикера мажилиса для восстановления квоты представителей Западного Казахстана, которых в управлении было достаточно мало. В итоге этот вариант не сработал. Экс-спикер мажилиса – хозяйственник-середняк, в меньшей степени публичный политик. А в условиях той митинговщины, которая была в апреле – мае, после событий в Актобе мажилису нужно было консолидироваться и направить работу на восполнение политического вакуума. Эта миссия оказалась не для Измухамбетова, он больше “спикер для стабильности”. Поэтому Президент выбрал Нигматулина как бывшего боевого спикера, – говорит Ашимбаев.
Новые назначения имеют свои плюсы и минусы, продолжает политолог.
По его мнению, Нигматулин – орговик, боевой штабист, которого не хватало мажилису, Джаксыбеков – более мягкий политик, который будет проводить менее конфликтный курс, тем самым создавая возможности для кабмина и парламента проявить себя в обновленном качестве.
– Администрация Президента с приходом Джаксыбекова отходит в тень в условиях, когда резко активизировалось правительство. Ведь когда все ветви власти активно бегают, кто-то должен отойти, чтобы не создавать мешанину, – считает эксперт.
Логичным Ашимбаев называет и приход Исекешева в Астану.
– До этого городом руководили крепкие хозяйственники, в адрес которых по понятным причинам перманентно звучала критика Президента. Столице нужны новые подходы, поскольку за решением текущих проблем прежние акимы сбрасывали со счетов долгосрочный эффект. А Исекешев – больше экономист, имеющий определенные успехи в реализации первой пятилетки ПФИИР. И с его приходом развитие Астаны получит новую идеологию. Тем более в следующем году пройдет ЭКСПО, а у нового акима большой опыт работы с инвесторами, – отмечает эксперт.
К слову, не стоит расценивать назначение Исекешева понижением, уверен наш собеседник.
– Акимат столицы – та же весовая категория, что и министерство, просто Исекешев теперь в другой ипостаси. И вообще, в нашей стране ранжирование во власти условное. Есть протокольное старшинство, определяемое указом Президента, есть сортность чиновников, определяемая номером их машины: 01 – у главы государства, 02 – у премьера, 03 и 04 – у спикеров сената и мажилиса, 05 – у госсекретаря, 06 – у руководителя АП. Но реальное влияние определяет не кресло, не госномер машины, а фамилия – вся власть у нас персонифицирована. И если, к примеру, Тасмагамбетов будет директором совхоза, он все равно будет входить в десятку наиболее влиятельных людей страны, как и Абыкаев (бывший председатель КНБ, ныне парламентарий. – Прим. ред.). А есть люди, которые могут занимать самые высокие посты, но специально о них никто не вспомнит, – говорит Данияр Ашимбаев.
Положительно оценивает политолог назначение Жениса Касымбека министром по инвестициям и развитию.
– Сейчас перспективным проектом является развитие логистики и транспортных коммуникаций, отраженное в программе “Нурлы жол”. А Касымбек – транспортник, руководивший Актауским морпортом, работавший вице-министром, министром, ответственным секретарем профильного ведомства, – говорит Ашимбаев.
Спросили мы эксперта и о других возможных перестановках, в том числе в силовых структурах и руководстве нацкомпаний.
– Сейчас не то время и не то место, где можно давать долгосрочные прогнозы. У нас в правительстве сидят титулованные экономисты, а посмотрите, сколько раз меняется бюджет в течение года! Вдруг вылез Тулешов, которого до этого никто не знал, и стал главным заговорщиком страны. Никто не мог спрогнозировать волну недавних митингов. Так что при всей кажущейся стабильности нашей жизни есть элемент непредсказуемости, и я не берусь делать прогнозов, – резюмировал Данияр Ашимбаев.